Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения Медникова Л.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения КОИРО 2013 г.
Какие образовательные программы могут быть в образовательном учреждении? Образовательная программа ОУ как общественный договор – принимается высшим органом управления ОУ. Разрабатывается совместно с общественным (управляющим) советом. Основная образовательная программа ступени – программа совместных действий всех участников ОП в соответствии с возрастными возможностями школьников. Разрабатывается МО совместно с учащимися и их родителями и утверждается на уровне научно-методического совета ОУ. Рабочая учебно-образовательная программа курса, модуля и т.п. - программа действий учителя для достижения учебно- предметных результатов Индивидуальная образовательная программа учащегося – персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании Программа развития ОУ - документ, усиливающий прежде всего конкурентные позиции конкретного образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, определяет вектор движения ОУ.
Федеральный государственный образовательный стандарт Совокупность требований к: результатам освоения основной образовательной программы структуре основной образовательной программы ОУ условиям реализации основной образовательной программы
Закон РФ «Об образовании» ст.9 Образовательная программа Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности Образовательная программа: 1) общеобразовательная (основная и дополнительная) 2) профессиональная (основная и дополнительная)
Закон РФ «Об образовании» ст.9 Образовательная программа К основным общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования.
Закон РФ «Об образовании» Ст.14 Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно Основная образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается - на основе федеральных государственных образовательных стандартов - на основе соответствующих примерных основных образовательных программ
Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС) 14.Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса. 15.Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, составляет 20% от общего объема основной образователь-ной программы начального общего образования. 16. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидимиологическими правилами и нормативами.
Требования к структуре основной образовательной программы (ФГОС) Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: Целевой – определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП НОО, а также способы определения достижений этих целей и результатов Содержательный – определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов Организационный - определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации ООП Приказ МОН 2357 от ( ) «О внесении изменений в ФГОС НОО»
Раздел 1. Целевой. Пояснительная записка Пояснительная записка должна раскрывать: –цели реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; –принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения; –общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования.
Раздел 1. Целевой. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования - система обобщенных личностно- ориентированных целей образования, которые обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; являются содержательной и критериальной основой для разработки учебных программ и учебно-методической литературы, системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы
Раздел 1. Целевой. Система оценки достижения планируемых результатов. Система оценки достижения планируемых результатов. Содержательной и критериальной базой системы оценки выступают планируемые результаты Функции системы оценки: ориентация образовательного процесса на духовно- нравственное развитие и воспитание младших школьников, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование (управление) системы образования
Раздел 2. Содержательный. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования: устанавливает ценностные ориентиры начального образования; определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.
Раздел 2. Содержательный. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности. В соответствии с ФГОС программы включают: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета; описание его места в учебном плане и ценностных ориентиров его содержания; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета; основное содержание учебного предмета; примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Раздел 2. Содержательный. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начального образования Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начального образования Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания
Раздел 2. Содержательный. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Комплексная программа формирования - представлений об основах экологической культуры, бережного отношения к природе; - знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования…
Раздел 2. Содержательный. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы Направлена на оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы.
Раздел 3. Организационный. Учебный план начального общего образования Учебный план начального общего образования Региональный «Учебный план» - основа для разработки учебного плана образовательного учреждения. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части части, формируемой участниками образовательного процесса. В учебном плане отражаются основные показатели : состав учебных предметов; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся.
Раздел 3. Организационный. План внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное (общественно- полезная деятельность) Общеинтеллектуальное Общекультурное Игровая; Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деят-сть); Техническое творчество Трудовая (производственная) деят-сть; Спортивно-оздоровительная деятельность; Туристско-краеведческая деятельность.; Проектная деятельность
Раздел 3. Организационный. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта: Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта: -описание имеющихся условий (кадровых, психолого- педагогических, финансовых, материально-технических, учебно-методического и информационного обеспечения); -обоснование изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами ООП НОО; -механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий; -сетевой график по формированию необходимой системы условий; -контроль за состоянием системы условий.