НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
ПРОЯВЛЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ: низкий и нестойкий интерес к различным видам деятельности, отказ от нее; эмоциональная возбудимость, частая смена настроения, проявление аффекта; негативизм, агрессивность, замкнутость; апатия, отрешенность.
ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ : чувствительность к интенсивности эмоционального контакта дискомфорт из-за изменений в окружающем неадекватные переживания при установлении отношений с новыми людьми чувствительность к оценке окружающих
КАРТА ХАРАКТЕРНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ДИСФУНКЦИЙ: СИМПТОМЫ:ОЦЕНКА: Чувствительность к резкой перемене силы голоса Дискомфорт при контакте с незнакомым человеком Трудности при долгом зрительном контакте с другими людьми Чувствительность к прикосновениям Беспокойство при резкой смене дистанции во время общения Капризничает при быстрой смене деятельности Боязнь находиться в слишком просторных или маленьких, закрытых помещениях ОЦЕНКА: ВЫСОКИЙ / СРЕДНИЙ / НИЗКИЙ УРОВЕНЬ
I категория детей проявляют осторожность в оценке дистанции напрягаются или вздрагивают, если педагог неожиданно подходит к ним или повышает голос, чтобы привлечь внимание. чувствуют явный дискомфорт при тактильном и зрительном контакте с незнакомыми быстро устают и отказываются от деятельности, если сидят на занятии или во время обследования близко от взрослого или при прикосновении к ним.
II категория детей чувствительность к переменам: переключению на новые виды деятельности, новому режиму, новой группе избирательность в общении, стремление к контакту только с хорошо знакомыми людьми не склонны к сотрудничеству замкнутость боязнь новых неожиданных впечатлений
III категория детей неумение переживать неудачу неумение считаться с желаниями других детей страх самостоятельности, проявления инициативы неготовность действовать в незнакомой обстановке неготовность пережить эмоциональную оценку взрослого
IV категория детей трудности ориентировки в эмоциональной оценке других особая чувствительность к взгляду и прикосновению ранимость во взаимодействии с другими людьми стремление к привычному кругу общения постоянно обращаются за помощью к взрослым требуют присутствия родителей (например при обследовании или других важных моментах).
КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ: Дети I категории: оберегать от чрезмерного воздействия гиперактивных детей осторожно приучать к работе в новой группе и с новым педагогом не вовлекать насильно в коллективные игры не требовать сразу активности на занятиях Дети II категории потребность во внимании и одобрении особая чувствительность к ритмичным воздействиям, любовь к музыке действия, связанные с ритмом (составление симметричного орнамента, равномерное закрашивание листа бумаги, раскладывание предметов по ячейкам и т.п.). Дети III категории необходимость хвалить, когда ребенок сдержался, сделал что-то быстрее других, уступил или подождал нельзя закреплять агрессивного контакта, форму аутостимуляции. потребность в признании, внимании Дети IV категории развивать способность к дифференциации эмоционального состояния других людей, умение открыто и определенно выражать отношение к ним, точно описывая свое эмоциональное состояние.