С ценировани е и проведени е учебного «метапредметного» занятия По материалам Н.В. Громыко и анализа выступлений конкурсантов разных лет
Проблема разобщенности научного знания Как следствие разобщенности научных дисциплин возникает и раздробленность учебных предметов Метапредметный подход призван решить эту проблему
Проблема разобщенности научного знания История ГеографияЭкономика Метапредметы показывают связь разных предметных способов работы со знаниями
Проблема разобщенности научного знания Исаак Ньютон ( ) – физика Жан Батист Ламарк ( ) – биология Карл Риттер ( ) – география Раздробленность научного знания – наследие XVII – XVIII веков, времени зарождения, обособления и бурного развития научных предметов
Проблема разобщенности научного знания XVII – XVIII века Обособление научных предметов Обособленность учебных дисциплин метапредметный подход Новые потребности и новые вызовы XXI века
Вызов XXI века – комплексные проблемы Терроризм, техногенные аварии и катастрофы, неизлечимые заболевания – все эти проблемы требуют междисциплинарного подхода
Новые требования к профессиональной успешности Профессионалы XXI века – это специалисты самого широкого профиля, для которых не существует непроходимого водораздела между гуманитарным и естественнонаучным знанием, между смежными и, наоборот, совершенно не смежными дисциплинами
Новые требования к профессиональной успешности Необходимо знать особенности устройства своего предмета, методы его конфигурирования с другими предметами и зоны его прорывного развития
Особенности метапредметного типа интеграции содержания образования
Работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а способов работы со знаниями А
Деятельностные единицы содержания носят универсальный – метапредметный – характер А Понятия Модели Идеализации Схемы Различения Задачи Проблемы В.В. Давыдов Ю.В. Громыко
Пример Работа со способом Если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель дает ему для решения задачу этого же типа, но из химии или физики
Пример Работа с понятием Что такое государство? В.И. Ульянов-Ленин О.Э. Мандельштам Платон
Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета Б М.В. Ломоносов В.О. Ключевский И.П. Павлов В.И. ВернадскийД.И. МенделеевИ.И. Мечников Россия в XXI веке Потенциал предметного знания
Ориентация на развитие у школьников базовых способностей В Мышление Воображение Целеполагание Понимание Идеирование Действие
Как сценировать учебное «метапредметное занятие»
Необходимо выбрать способ деятельности, которому Вы будете учить школьников 1 Для того, чтобы показать, что Вы передаете универсальный способ работы, Вам необходимо выйти за рамки своего учебного предмета в другие области знания
Тема «Мнение и знание»… 1 Пример Сократ Чем знание отличается от мнения? Как определить, является ли суждение поверхностным мнением или обоснованным знанием?
Хорошо и уверенно владейте своим предметом. Метапредметное движение должно углублять продвижение в слое предметного материала 42 3 Вы должны ясно представлять, какую базовую способность Вы собираетесь формировать у школьников во время конкурсного учебного занятия Будьте готовы к импровизации. Опирайтесь на сценарий, а не на план урока
Не стоит путать метапредметный тип интеграции с другими типами 1 Распространенная ошибка конкурсантов – подмена работы с деятельностной единицей содержания работой со словесными определениями, вербализм Ошибка
Тема «Порядок и хаос»… 1 Пример Порядок … Хаос … …. Ошибка
Значение метапредметного подхода в образовании… …состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения,..
…вбирая лучшие дидактико- методические образцы развития предметной формы… …и открывает новые перспективы развития формы учебного предмета и учебного занятия Я.А. КаменскийИ.Г. ФихтеФ. фон ГумбольдтН.А. КорфК.Д. Ушинский