Что такое проектирование Что такое проектирование
Что такое проектная деятельность? Под проектированием на сегодняшний день понимается организация процесса искусственного преобразования какого-либо объекта, процесса или явления, приводящего к качественному изменению ситуации. То есть проект – это управление развитием какой-либо деятельности.
Этапы проектной деятельности ( К.пед.наук С.И.Краснов, Р.Г.Каменский, д.пс.н.Громыко) 1) Проблематизация (проблема - рассогласование между представлением о культурно зафиксированной норме и практической ситуацией); 2) Выдвижение идеи (предлагаемый способ культурно- ценностного самоопределения в преодолении проблемы); 3) Организация – построение необходимых коопераций для реализации новой позиции; 4) Реализация – практическая деятельность и получение конкретного результата; 5) Оформление – превращение результата в различные продукты и вписывание их в социальный контекст.
В проекте реализуются следующие процедуры В проекте реализуются следующие процедуры: рефлексия – осознание/осмысление/переосмысление занимаемой позиции в проблемной ситуации; самоопределение – представление набора возможных позиций и выбор позиции, преодолевающей проблемную ситуацию; трансценденция – изменение структуры позиций, понимаемое как занятие новой позиции, нового смысла или отказ от старой позиции, ложного смысла; освоение нового средства – предложение новой нормы в рамках определенной культуры, традиции. Были реализованы эти процедуры в том, что мы сейчас делали?
Социальный и гуманитарный проекты социальный проект (направленность на изменение социальной формы, ситуации, например, в классе – т.е. изменение средства деятельности) гуманитарный проект (изменение позиции, нового способа деятельности, направленность на развитие ценностей).
Социальный проект Основным образовательным результатом социального проекта должно быть развитие у молодежи школьного возраста социальной активности, формирование способностей социального (общественного) действия, социального анализа, социальной межпозиционной коммуникации.
Способность социального действия включает: способность понимать ситуацию; способность выявлять проблемы; способность самоопределяться; способность планировать собственные действия в решении социальных проблем; способность входить в коммуникацию со взрослыми структурами и т.д.
Схема социального проекта: 1) позиционирование (выдвижение и согласование интересов, функционализация) и объективация (определение обстоятельств и необходимых условий совместной деятельности); 2) определение ценностей и целей проекта; 3) создание действующей организационной модели проекта; 4) проработка возникающих в ходе реализации противоречий – этап конкуренции вновь возникающих проектов. 5) легитимизация новой организационной структуры.
Практики, которые НЕ являются проектом Волонтерство, благотворительность «Прожекты» на социальную тему Социальная инициатива Мероприятие социальной направленности
Гуманитарный проект Смысл и цель гуманитарного проекта в образовании – развитие личностных позиций учителя и учеников в проблемной образовательной ситуации. Это нахождение нового конкретного способа связи между внутренним миром человека и духовной культурой всего человечества. Результат - появление нового смысла в проблемной ситуации
Необходимо выполнение следующих условий: Уровень владения проблемой. Проблема – это не локальное «недоразумение», которое ценой определенных усилий можно уладить: засыпать яму, убрать территорию. За проблемой всегда стоит неэффективность имеющихся профессионально-культурных способов решения. Эффективность управления деятельностью. Это связано с конструированием предмета преобразования, понимаемого и «разделенного» с другими социальными позициями. Замысел – это не просто порождение идеи (которая может быть случайной), мы моделируем деятельность. И в основе моделирования лежит процедура проблематизации. К сожалению, большинство проектов минует эту стадию, и педагоги включают детей в практику, когда уже понятно, что нужно делать.
Схема гуманитарного проекта: 1) необходимость иметь собственную позицию, самоопределяться относительно предложенной ситуации (или авторского текста в учебной деятельности, или текста документа в управленческой деятельности, или метода и дидактики для педагога и т.д.); 2) способность видеть проблему и противоречие (прояснение позиции автора в учебной деятельности); 3) построение объяснительных и интерпретирующих схем, объясняющих эти проблемы и противоречия; 4) рефлексия полученных схем – сравнение собственной позиции и той позиции, которую диктует ситуация (в учебной деятельности - сравнение позиций автора текста и собственной); 5) новая система представлений о ситуации, ее возможностях, об авторе, о себе самом и появление проекта самоизменения личности исследователя; 6) переход от понимания новых смыслов к организации самостоятельного действия; 7) система экспертных оценок проекта.
Чем отличается привычная деятельность от проекта? ПараметрыПривычная деятельностьПроектГуманитарный проект СитуацияЗнакомая и привычная Незнакомая и неопределенная Незнакомая и не оставляющая проектировщика равнодушной (вносит личные смыслы и ценности) ПроблемаКак досадная помеха Как объективно существующая Как ресурс, источник личностного развития Ориентация На восстановление старой нормы На разработку новой нормы Отвечающая ценностям и смыслам проектировщика (в сотворчестве – порождение новых смыслов) Цель и результат Исполнение деятельности по норме Развитие деятельности Развитие человека (в сотворчестве – развитие уникальности человека) Используемые средстваСтарые, освоенныеНовые, обезличенныеНовые, уникальные и обращенные к другой уникальной личности
Зачем нужна проектная деятельность? 2 уровня деятельности человека. 1 уровень – человек способен встраиваться в уже существующее дело. 2 уровень – человек способен строить, создавать собственное дело. Проектная деятельность развивает способность к построению пространства для своей, уникальной, собственной деятельности. развивать способность к различению – отличению себя от способа своего действия, от предмета своей деятельности, видения себя действующего со стороны, извне и изнутри одновременно. В ученическом проектировании происходит субъективация и авторизация ребенком своей собственной самости, которая до этого была дана ему лишь в его хотениях, томлениях и капризах. Проектная деятельность в школе дает возможность учащимся и педагогам строить траектории собственного развития.
Экспертиза проектов: 1. Аналитическая мощность – сам анализ и результаты анализа ситуации, проблемного понимания ситуации, сделанные выводы. 2. Позиционность. Предметом рефлексивной экспертизы является проявленность, выстроенность позиционного отношения. 3. Инструментальная мощность. Инструменты анализа – предпроектное исследование, замысел средства, идея формы, предложения, что именно следует делать, реальная реализационная направленность. 4. Реализационная мощность.
ПОДМЕНЫ: подмена презентационной составляющей, когда самоценным выступает предъявление результатов проекта; возникновение моделей совместной деятельности по типу пионерской/комсомольской организации, построенных на идее коллективных дел, предполагающих, как правило, жесткое организационное включение детей без развития их инициативы; подмена проектирования ранней профессионализацией, без формирования собственно деятельностных способностей; подмена проектирования реферативной работой.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Помочь школьнику самоопределиться – это значит сформировать у него внутреннюю готовность самостоятельно, осознанно и добровольно строить, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного), т.е. научить школьника рассматривать себя развивающимся во времени и в жизнедеятельности.