Словарно – семантическая работа над устаревшей лексикой на уроках литературного чтения в начальной школе
Тематическая классификация устаревшей лексики Военная лексика Бытовая лексика Государ- ственная лексика Части тела человека Богатырь, дружинник, ратник, витязь, воевода; кольчуга, колчан, палица, латы, шлем, колесница… Терем, горница, погребица, светёлка, овин; дровни, кушак, душегрейка, зипун, кафтан; аршин, сажень, верста, гусли… Вельможа, владыка; стражник, ямщик, кучер, челядь; волость, слобода, удел; барщина, острог… Очи, уста, ланиты, чело, персты…
Цель работы: Формирование языковой культуры учащихся: - развитие языкового чутья - воспитание внимательного отношения к слову - обогащение лексического запаса
Методические приёмы наглядностьконтекст Подбор синонимов, антонимов Логическое определение Анализ морфологии, словообразования Составление словосочетаний, предложений Тематическая классификация лексики
Логическое определение понятия Хутор Хлев Рогожа Горничная Светлица Ткань Селение Комната Прислуга Помещение для скота
Разгадайте кроссворд Обещание Старинная мера длины Ремень, поддерживающий седло Ручная молотилка угавы робер пдотс цепан
Исправь ошибки в толковании слова Казна – место для казни Перст – перстень с большим драгоценным камнем Коврига – небольшой коврик Картуз – маленький ребёнок
Подбери к словам синонимы Потчует Кручинится Сгинул Отворить Угощает Горюет Исчез Открыть
Составьте словосочетания Дряхлая (дорога, старуха, изба) Сенная (девушка, трава, комната) Радивая (земля, девушка) Окольная (дорога, царевна, сказка) Булатный (конь, нож, ветер)
Разгадай ребусы, объедини слова в смысловые группы. С, горница светлица,,,,,, С=Ц
,, КАФТАН ТРЕУХ ,,, 2 3 4
ВЕРСТА АРШИН 2 3 Р 1 Т 5 ИН 2, 3, 1
БОРОНА СОХА К=Б В=Н В=Х
Найдите «лишнее» слово, включите его в тематическую группу слов: ямщик, кучер, зипун кольчуга, сажень, мисюрка горница кафтан соха верста светлица треух борона аршин
По первым буквам составьте новое слово: ь