ПЛАТНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ кафедра управления и права ГБОУ ДПО «ИРОСО» Ким Э.Г. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от г. 83-ФЗ
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Государство вынуждено содержать все образовательные учреждения независимо от качества и количества оказываемых ими услуг; У государственного образовательного учреждения нет стимулов к повышению качества услуг; Растёт неудовлетворённость потребителя качеством образовательных услуг.
ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ 1.Создание государственных стандартов услуг, отраслевые и ведомственные перечни услуг; 2.Введение механизма государственного (муниципального) задания с описанием результата его выполнения; 3.Изменение способа и диверсификация источников финансирования образовательных учреждений: переход к механизму субсидирования, расширение объемов приносящей доход деятельности; 4.Мотивация руководителей и работников образовательных учреждений работать на результат
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ основная уставная деятельность иная деятельность государственное (муниципальное) задание основная деятельность за счёт средств потребителя приносящая доход деятельность, при условии, что такая деятельность указана в уставе (не образовательная) дополнительные платные образовательные услуги
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СУБСИДИЯ Доходы от реализации Сдача имущества в аренду Благотворительные пожертвования Целевое финансирование Гранты Другое деятельность, связанная с уставной (предоставление услуг, реализация товаров и иная деятельность) ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Предоставление платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг
РАСШИРЕНИЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В условиях модернизации сферы образования, направленной в т. ч. на повышение эффективности бюджетных расходов, усиливается заинтересованность образовательных учреждений в получении дополнительных финансовых средств. Федеральный закон от Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» предусматривает большую финансово- хозяйственную самостоятельность бюджетных учреждений
ЦЕЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Развивать особенности личности ребёнка; Дать возможность учителю осуществить творческий подход к обучению: ввести новые программы, использовать новые методики; Увеличить зарплату работников образовательных учреждений; Получить дополнительные средства на развитие материальной базы учреждения; Другое.
ПРАВО НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ 1.Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. (ст. 45 Закона «Об образовании»). 2.Отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему государственным (муниципальным) бюджетным учреждением основных образовательных услуг..
Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставными целями..
ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ПРИ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Гражданский кодекс РФ; Бюджетный кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Трудовой кодекс РФ; Закон «Об образовании»; Закон «О некоммерческих организациях»; Закон «Об автономных учреждениях»; Закон «О защите прав потребителей»;
Закон «О бухгалтерском учёте»; Закон «О защите конкуренции»; Правила оказания платных образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. 505); Письмо Министерства образования «Об организации платных дополнительных образовательных услуг» от М; Письмо Министерства образования РФ от 25 декабря 2002 г /31-15 «О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования.
ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» СТАТЬЯ 45. ПЛАТНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, а также образовательными стандартами, устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона».
ИНФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ ОБ ОКАЗЫВАЕМЫХ ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГАХ 1.наименование и место нахождения (адрес) исполнителя; 2.наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации; 3.уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения; 4.перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления; 5. стоимость образовательных услуг, оказываемых по договору, а также стоимость дополнительных образовательных услуг, и порядке их оплаты; 6. порядок приема поступающих и требованиях к ним; 7. форма документа, выдаваемого по окончании обучения.