Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи Сирота в дом – счастье в дом. Помочь сироте, что к Богу прикоснуться.
Цель профессиональной замещающей семьи – помочь ребенку успешно социализироваться, научить его выполнению положительных социальных ролей, дать модель для формирования положительной идентичности.
Работа с приемной семьей должна включать: психологический отбор приемных родителей; психологическую подготовку приемных родителей и приемных детей; психологическое сопровождение приемной семьи, т.е. оказание квалифицированной психологической помощи в разрешении возникающих сложных проблем.
Цель программы психолого- педагогического сопровождения приемной семьи «Школы приемного родителя» - оказание приемным родителям квалифицированной помощи в процессе становления и развития семьи, принявшей детей на воспитание.
Задачи: оказание приемным родителям помощи в овладении психолого-педагогическими знаниями; оказание приемным родителям помощи в овладении навыками эффективного взаимодействия с детьми; оказание приемным родителям помощи в создании оптимальных условий для воспитания и развития ребенка; формирование у приемных родителей адекватной, динамичной и прогностичной родительской позиции.
Приемная семья Отделы Психолого- педагогический Педагог-психолог, Социальный педагог Дефектолог, логопед Законодательный Юрист Медицинский Психиатр
Профилактическая работа Консультирование (индивидуальное и групповое) Проведение психодиагностики и составление заключений: 1)Тест на определение отношения родителей к ребенку; 2)К какому типу относится ваша семья? 3)Тест на выявление семейных установок; 4)Тест на выявление типичных способов взаимодействия супругов в конфликтных внутрисемейных ситуациях; 5)Методика «Незаконченные предложения» 6)Методика «Самооценка эмпатических способностей»; 7)Методика «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности, ригидности личности»; 8)Методика когнитивной ориентации «Локус контроля по Д.Б. Роттеру»; Посещение семей.
Мотивация Позитивные мотивы: Желание иметь больше детей (не до конца реализованный родительский потенциал); Желание изменить половую или возрастную структуру семьи; Привязанность к конкретному ребенку; Профессиональная самореализация; Трудоустройство; Имеющийся опыт приемного родительства; Негативные мотивы: Ориентация только на материальную выгоду; Замена собственному ребенку; Страх одиночества; Желание за счет приемного ребенка решить проблему в собственной семье; Желание продемонстрировать кому-то свое благородство и высокие моральные качества.
Просветительская работа Семинары-практикумы: «Дети и как их воспитывать»; «Адаптация ребенка в новой семье»; «Адаптация приемных родителей»; «Психологические особенности детей, воспитывающихся без попечения»; «Формы и стили воспитания, или как не стать врагом ребенку». Тренинги: «Я – мама»; «Я+Я = счастливая и дружная, надежная и верная семья». Фестиваль «Лучшая семья года».
Перспективы работы 1.Создание отдела по психолого- педагогическому сопровождению замещающей семьи; 2.Коррекция развития, сопровождения приемных родителей и детей необходимыми специалистами; 3.Создание банка данных.