МАССАЖ И САМОМАССАЖ Методические рекомендации из опыта работы Момотовой Н.А. – учителя-логопеда
Цель: Развитие мелкой моторики у детей с помощью массажа и самомассажа, с использованием природного материала.
Актуальность: Для коррекции мелкой моторики рук используется экологически чистый дидактический материал, которым богата природа. Его преимущество в том, что он доступен и не требует материальных затрат и вызывает активный интерес у детей.
Тренировка движений пальцев и кисти рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму; также является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие ребенка.
Комплекс упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук сосновыми (еловыми) шишками 1. Сильное надавливание шишкой на основание большого пальца, указательного, среднего, мизинца и середину ладони. 2. Положить шишку на середину ладони одной руки и под счёт сжимать и разжимать пальцы руки. Затем сменить руку и проделать движения аналогично. 3. Шишки на ладонях обеих рук, одновременно сжимать и разжимать пальцы рук. 4. Руку согнуть в локтевом суставе, предплечье – вертикально, пальцы развести в стороны («ёжик»). Шишку перекатываем от запястья большого пальца по боковым сторонам до запястья мизинца и наоборот. 5. Руку положить на ровную поверхность ладонью вверх. Шишку перекатываем от локтя до конца мизинца и обратно к локтю, смещая шишку, перекатываем её до конца безымянного пальца и обратно к локтю и т.д., такими движениями по всей ширине руки пройдём до большого пальца и обратно.
6. Руку положить на ровную поверхность ладошкой вниз. Шишку перекатываем от локтя до конца большого пальца и обратно, смещаясь параллельно, проходим такими движениями до мизинца по всей ширине руки и обратно. 7. Шишку положить между ладонями, делаем круговое движение, постепенно увеличивая нажим и темп. 8. Перекатывание шишки по твердой поверхности сначала правой, затем левой, а потом двумя руками одновременно. 9. ''Плавающий пальчиковый бассейн''. ''Бассейн'' можно сделать очень просто: взять любую неглубокую прямоугольную коробку, в нее набрать мелкие разноцветные камушки или шишки. ''Купая'' пальчики в таких ''Бассейнах'', ребенок тренирует двигательные мышцы пальцев рук, улучшает их динамику. 10. Для массажа можно использовать обыкновенную массажную щетку для волос с деревянными или пластмассовыми зубьями. Упражнений с ней можно придумать много, я делаю аналогично, как с шишками. С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают сильные и точечные двигательные кинестезии.
Комплекс игры и игровых упражнений. 1. По заданию. Построй плоскую геометрическую фигуру и расскажи. Или придумай загадку («три шишки возьми, треугольник получи»). 2. По описанию. «Два кольца, два конца, а посередине - гвоздик ». 3. Придумай загадку и ответ изобрази через фигурку. ''Стоит Антошка на одной ножке''. 4. Аппликация (потребуются зерна пшеницы, овса, шишки, семена шишек). 5. Бусы. (потребуются зерна пшеницы, овса, шишки, семена шишек). 6. Мозаика (потребуются семена шишек, зерна, пшеницы, овса, горох, фасоль, пшено). 7. ''Золушка''. Для игры потребуются: 1. три вида шишек: сосновые, еловые, лиственные. 2. зерна пшеницы, овса, ржи. 3. горох, фасоль, бобы.