Консультация логопеда Профилактика дисграфии у детей Составитель: Полянина Т.В. ОШ 29.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Advertisements

«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма…» Л.С.Выготский.
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
Выделяют следующие уровни письма (по Л.С. Цветковой): 1) Сенсомоторный уровень. Обеспечивает технику письма. Психофизиологической основой письма является.
«Дисграфия» Учитель-логопед ГБОУ 1643 Новикова С.В.
Письмо – вид речевой деятельности, который предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода. Психофизическая основа.
М ЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД МОУ «К ОРКАТОВСКИЙ ЛИЦЕЙ » А НИСИМОВА.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
П РОБЛЕМА НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ.
Преемственность в работе школьного и дошкольного звена по предупреждению и устранению дисграфии и дислексии.
Исследования на тему «ДИСГРАФИЯ» учитель – логопед МОУ СОШ 2 Альваева Наталия Николаевна.
Формирование восприятия О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К О Г.
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Открытое занятие по формированию фонематических представлений в подготовительной группе. Учитель-логопед: Селезнева Марина Юрьевна.
Функциональная система письма. Функциональная система письма.
Исследования на тему «ДИСГРАФИЯ» Обзорный материал по классификации видов дисграфий.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Классификация афазии. Афазии – это: нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» по выражению.
Письмо включает ряд специальных операций: 1. анализ звукового состава слова, подлежащего записи: 2. определение последовательности звуков в слове; 3.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8 имени Бусыгина М.И.»» г. Усть-Илимска Иркутской области В.А.Мельникова.
Транксрипт:

Консультация логопеда Профилактика дисграфии у детей Составитель: Полянина Т.В. ОШ 29

Дисграфия – Нарушение письменной речи, характеризующееся наличием специфических ошибок Ошибки: Орфографические Пунктуационные Синтаксические Связаны с незнанием правил русского языка Карова, верталёт Специфические ошибки: Вызваны нарушением анализаторных систем Калова, вихталёт

Психофизиологические основы процесса письма 1 звено – становление письменной речи – замысел письма 2 звено – сформированность навыков звукового анализа 3 звено – перешифровка выделенной фонемы в её графический образ – графему 4 звено – запись буквы 5 звено – процесс письма возможен только при сформированных навыков самоконтроля (упреждающий, сопутствующий, завершающий)

Фонематические процессы Фонетический слух Фонематический слух Фонематическое восприятие (звуковой анализ) Фонетическое восприятие

При переводе фонемы в графему выполняется сложная операция зрительно- пространственного анализа и синтеза: Подбор буквы, соответствующей фонеме Анализ количества и качества элементов, её составляющих Определение их пространственного расположения В русском письме большое количество букв и малое количество элементов, их составляющих. Буквы отличаются количеством и взаиморасположением элементов: и – ш количеством элементов и – п пространственным взаиморасположением и – т количеством и пространственным расположением о – с качеством элементов

Т.О. процесс письма строится на основе взаимодействия различных отделов ЦНС Наиболее важная роль в процессе письма принадлежит согласованной работе Речедвигательного анализатора Речеслухового анализатора Зрительного анализатора

Речедвигательный анализатор Периферическая часть: Артикуляционный аппарат Дыхательный аппарат Голосовой аппарат Центральная часть: Центр Брока расположен в нижних отделах центральной области коры головного мозга левого доминантного полушария. С помощью работы этого центра уточняются фонемы – на него поступает поток кинестезий (двигательных раздражений) и передаётся на речеслуховую зону – это необходимое условие формирования фонематического слуха, а на его основе – навыков анализа звукового

Механизм нарушения письма Нарушение речедвигательного анализатора Поражение проводящих путей ч.м. нервов Нарушение фонетической стороны речи (звукопроизношения) Снижен фонематический слух Не сформировано фонематическое восприятие Снижение объёма словаря и грамматические ошибки Дисграфия

Центральная часть: Центр Вернике расположен в верхних височных областях коры головного мозга левого доминантного полушария. Речеслуховой анализатор Периферическая часть: Наружное ухо Внутреннее ухо В этом центре происходит распознавание фонем – высший корковый анализ и синтез воспринимаемых фонем

Механизм нарушения письма Функциональные нарушения речеслухового анализатора Нарушение фонематического слуха Нарушение дифференциации звуков речи звуков, схожих по акустическим признакам (зв. – глух.) Нарушение фонематического восприятия Ослабленный слуховой контроль за артикуляцией звуков Нарушение звукопроизношения (вторичного характера) Дисграфия

Центральная часть: Центральные отделы расположены в теменно- затылочных областях коры головного мозга. Зрительный анализатор Периферическая часть : Глаза В этом центре происходит высший корковый анализ и синтез поступающей зрительно-пространственной информации

Механизм нарушения письма Нарушения зрительного анализатора Нарушение зрительного анализа и синтеза Может возникнуть зрительная агнозия Не распознаёт буквы Может быть нарушение пространственной ориентировки Явления полной или частичной зеркальности Дисграфия Неправильное написание букв по количеству и качеству элементов

Профилактика нарушений письма в виде артикуляционно-фонематической дисграфии и акустико-фонематической дисграфии Развитие артикуляционной моторики Коррекция нарушений звукопроизношения Развитие фонематического слуха (текст – слово – слог – звук) Формирование навыков зв. анализа и синтеза Уточнение и расширение словарного запаса Развитие грамматического строя речи Развитие связной речи

Профилактика нарушений письма в виде оптико-пространственной дисграфии Развитие оптико-пространственного восприятия (схема собственного тела, ведущая рука, расположение предметов относительно друг друга, графические диктанты, работа по клеточкам, специальные упражнения) Организация праксиса руки (гимнастика, массаж) Формирование графических навыков начертания букв Закрепление связи звука с графическим образом буквы