IV Международная научно- практическая конференция «Обеспечение доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, приоритеты и пути решения» г. Москва
Cеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова Проблемы и перспективы создания доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Северном ( Арктическом) федеральном университете Н.Ю. Флотская, д.психол.н. О.В. Вольская, к.п.н.
Программы, реализуемые в Архангельской области Долгосрочная целевая программа Архангельской области «Доступная среда на годы». Долгосрочная целевая программа Архангельской области «Доступная среда на годы». Долгосрочная целевая программа Архангельской области «Развитие образования и науки Архангельской области и Ненецкого автономного округа на годы». Долгосрочная целевая программа Архангельской области «Развитие образования и науки Архангельской области и Ненецкого автономного округа на годы». Программа развития САФУ на 2010 – 2020 г.г. «Обеспечение комфортной и развивающей пространственной и социально-культурной среды обучения» Программа развития САФУ на 2010 – 2020 г.г. «Обеспечение комфортной и развивающей пространственной и социально-культурной среды обучения»
Опыт университета в реализации инклюзивного обучения 1. Участие в Международных проектах Европейской комиссии: ТЕМПУС «Инклюзивное образование и множественная инвалидность», ТАСИС «Установление партнерских отношений: путь к инклюзивному образованию».
Опыт университета в реализации инклюзивного обучения 2. Разработка и апробация программ курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ, представителей общественных организаций, дефектологов, студентов, родителей детей с ОВЗ. 3. Организация и проведение международных семинаров и конференции по проблеме инклюзивного образования. 4. Разработка спецкурса «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Магистерские программы, реализуемые университетом по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» Психологическое сопровождение образование лиц с проблемами в развитии Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в приарктическом регионе. Разработка собственного образовательного стандарта «Инклюзивное обучение».
Научно-учебные лаборатории университета 1. Психология проблемного детства. 2. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования. 3. Развитие и коррекция слуха и речи. 4. Логопедические технологии.
Проекты, реализуемые университетом 1. Программа «УРАЛСИБ за равные возможности»: «Инклюзивное обучение в профессиональном образовании». 2. Проект «Разработка и реализация дополнительных образовательных программ для социально- реабилитационного сопровождения интегрированного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)». 3. Федеральная целевая программа развития образования на годы «Социализация детей с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях общеобразовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение детей». 4. Международный проект KolArctic «Школа для всех – развитие инклюзивного образования».
Инклюзивное обучение в профессиональном образовании Цель – создание условий реализации инклюзивного обучения в системе профессионального образования Северного Арктического федерального университета (САФУ) имени М.В. Ломоносова. Задачи : 1. Создать образовательно-технологические условия реализации инклюзивного обучения. 2. Создать социально-психологические условия реализации инклюзивного обучения. 3. Создать организационно-информационные условия реализации инклюзивного обучения. 4. Создать материально – средовые условия реализации инклюзивного обучения.
Направления работы по созданию доступной образовательной среды в САФУ 1. Проведение ремонтных работ и оснащение учебных корпусов САФУ специализированным оборудованием. 2. Создание в САФУ ресурсного центра инклюзивного обучения. 3. Разработка и реализация программ курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава с целью методического обеспечения профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения: «Создание ресурсного центра для лиц с ОВЗ в условиях федерального университета», «Создание ресурсного центра для лиц с ОВЗ в условиях федерального университета», «Профессиональное образование лиц с ОВЗ в Архангельской области». «Профессиональное образование лиц с ОВЗ в Архангельской области». 4. Подготовка учебно-методических пособий и методических рекомендаций по сопровождению инклюзивного обучения профессионального образования.
Направления работы по созданию доступной образовательной среды в САФУ 5. Проведение курса «Компьютерные технологии для лиц с ОВЗ» и тренингов для студентов с ОВЗ «Основы эффективной коммуникации», «Самооценка и самореализация». 6. Создание тематической страницы и форума на сайте САФУ для родителей лиц с ОВЗ. 7. Организация и проведение Всероссийской конференции «Инклюзивное обучение в профессиональном образовании». 8. Создание стажировочной площадки по тиражированию опыта формирования условий реализации инклюзивного обучения в профессиональном образовании.
Благодарю за внимание!