Современный урок Сидорова Н.А., заместитель директора лицея
Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения
устоявшаяся модель в решении образовательных задач, основанная на определенном типе мышления и направленная на реализацию интересов государства, общества, личности. Образовательная парадигма
Традиционная (формирующая) Традиционно-развивающая Личностно ориентированная Образовательные парадигмы
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития» С.Выготский
Основные аспекты урока: Педагогический Психологический Методический
1.Обоснованность и достижимость целей 2.Соответствие структуры урока его целям 3.Целесообразность распределения времени 4.Рациональная организация труда учителя и учеников 5.Соответствие содержания урока программе 6.Организация самостоятельной работы учеников 7.Соответствие методики урока его целям 8.Санитарно-гигиенические условия КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАДИЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕГО УРОКА
Степень оригинальности и новизны методики (технологии) урока Гибкость сочетания инновационных и традиционных форм, методов обучения, содержания урока Диагностичность, позволяющая выявить эффективность инновации Технологичность, т.е. возможность воспроизведения инновации другими педагогами Показатели эффективности инновационного урока
Мотивация Целеполагание Планирование Построение основы действий Действия Рефлексия Оценка Коррекция Структура образовательного процесса
Это проектирование процесса в соответствии с заранее заданными целями Педагогическая технология
Тип урокаВиды уроков 1.Урок личностно- ориентированного типа - ориентирован на ценностно- смысловое самоопределение учащихся относительно изучаемого содержания и осваиваемых способов деятельности 1.Урок смыслообразования – поиск ответа на вопрос «какое значение, смысл имеет для меня учение» 2.Урок нравственно-этического оценивания – оценка усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей Типология современных уроков
2. Урок организационно- деятельностного типа – ориентирован на формирование умений обучающихся организовывать собственную деятельность 1. Урок целеполагания - отбор целей обучения из предложенного учителем набора, их дополнение; самоопределение учеников в общем многообразии целей, уточнение и переопределение собственных целей; составление индивидуальных образовательных траекторий 2. Урок планирования - составление плана и последовательности действий 3. Урок прогнозирования – построение концептуального образа (обобщенной модели) раздела, темы 4. Урок контроля - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона 5. Урок оценки - осознание качества и уровня усвоения способа действия Типология современных уроков
3. Урок когнитивного типа – ориентирован на стрктуру учебной деятельноси и виды познавательной деятельности 1. Урок целеполагания - отбор целей обучения из предложенного учителем набора, их дополнение; самоопределение учеников в общем многообразии целей, уточнение и переопределение собственных целей; составление индивидуальных образовательных траекторий 2. Урок планирования - составление плана и последовательности действий 3. Урок прогнозирования – построение концептуального образа (обобщенной модели) раздела, темы 4. Урок контроля - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона 5. Урок оценки - осознание качества и уровня усвоения способа действия Типология современных уроков
Урок когнитивного типа – ориентирован на стрктуру учебной деятельноси и виды познавательной деятельности 6.Урок - доказательство - построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование 7. Урок отработки освоенного способа действия - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий 8. Урок – обобщение - синтез как составление целого из частей, в том числе на основе самостоятельного достраивания, восполняние недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий 9. Урок рефлексии - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности 10. Урок постановки и решения проблем Типология современных уроков
4. Урок коммуникативного типа - обеспечивает формирование социальной компетентности, способности учитывать позиции партнеров по общению или деятельности, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество 1.Урок – дискуссия (диспут) - выражение с достаточно полнотой и точностью собственных мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конструктивного конфликта, принятие решения и его реализация 2.Урок учебного сотрудничества - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; контроль, коррекция, оценка действий партнеров
организована самостоятельная деятельность обучающихся; происходит смена видов деятельности; содержание имеет практикоориентированный характер; максимально используется воспитательный потенциал урока; педагогически целесообразно используются современные технические средства, технологии, приемы, методы; урок направлен на получение конкретного результата, урок результативен. Критерии оценки современного урока