Учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ 12» Анжеро- Судженского городского округа Богунова Ольга Владимировна
Выполнение этого задания предполагает : 1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; 2) полноту отражения основного содержания в плане; 3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ.
При выполнении заданий выпускникам предстоит: а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал; б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана;
При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями: 1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему; 2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль; 3) озаглавьте каждую часть; 4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль; 5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы; 6) в случае необходимости внесите корректировки; 7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы; 8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.
Есть ли модель для составления плана? Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы. Помните, что всё зависит от предложенной Вам темы. Некоторые нижеперечисленные пункты могут к каким-то темам и не подойти. Я попыталась написать только общую схему, которая сможет помочь Вам при составлении плана. 1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например: 1) Что такое… 2) Понятие… 3) Определение…
2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты: 1) Причины возникновения (появления, развития)… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины. 2) Подходы к определению понятия... (сущности...). Например: - Теории происхождения… - Взгляды мыслителей на… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.
3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)... Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).
4. Функции… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции. 5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)... Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах. 6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)… 7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире). 8. Пути решения
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы и раскрывают её в определённой последовательности. 3 балла Формулировки плана корректны. Отдельные существенные для данной темы аспекты не нашли отражения в плане. Тема разворачивается не последовательно. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы, но не представлены в определённой, адекватной теме, последовательности. 2 балла Отдельные формулировки пунктов плана корректны. Целостного и последовательного раскрытия темы план не даёт. 1 балл Формулировки пунктов плана не соответствуют теме. ИЛИ Ответ неправильный. 0 балло в
Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ на тему "Межличностные конфликты и способы их разрешения". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 1) Понятие и специфические особенности межличностного конфликта 2) Участники конфликта 3) Причины возникновения межличностного конфликта 4) Повод для конфликта 5) основные концепции, раскрывающие сущность конфликта 6) Функции конфликтов а) позитивные б) негативные 7) Классификация межличностных конфликтов: а) по направленности б) по мотивам в) по последствиям г) по эмоциональной силе воздействия на конфликтующих д) по масштабу воздействия е) по длительности течения ж) по форме проявления з) по источнику возникновения 8) Взаимосвязь межличностных конфликтов с другими видами социальных конфликтов
Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему "Многовариантность и движущие силы развития общества". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 1) Источники и движущие силы развития общества: а) преобразовательная деятельность людей б) природно-климатические условия в) выдающиеся личности 2) Понятия "прогресс" и "регресс" 3) Современные подходы к развитию общества: а) формационный подход б) стадиально- цивилизованный подход в) локально-цивилизованный подход 4) Форма социального изменения: а) эволюция б) революция