Захарова Лидия Ивановна Использование пословиц и поговорок при изучении русского языка ТЕМА УРОКА « Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»
Народная мудрость гласит: «То, что запомнил, - уйдёт, то, что понял, - останется».
Цели урока Образовательная – вспомнить, чем может быть НЕ, познакомиться с основными правилами правописания НЕ с разными частями речи. Воспитательная – продолжить формирование системы духовных ценностей и ориентиров на основе разбираемых пословиц и поговорок. Развивающая – развивать познавательный интерес к русскому языку, умение анализировать, обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания.
Повторение изученного Запишите примеры, раскрывая скобки 1 вариант Заработа(н,нн)ый ломоть лучше краде(н,нн)ого каравая. С умом задума(н,нн)о, а без ума сдела(н,нн)о. Оговорё(н,нн)ый кусок в рот нейдёт. Хороша верёвка дли(н,нн)ая, а речь короткая. 2 вариант Блином масле(н,нн)ым в рот лезет. Братская любовь лучше каме(н,нн)ых стен. Подстреле(н,нн)ого сокола и ворона носом долбит. Пропуще(н,нн)ый час годом не воротишь.
Проверьте себя 1 вариант Заработанный ломоть лучше краденого каравая. С умом задумано, а без ума сделано. Оговорённый кусок в рот нейдёт. Хороша верёвка длинная, а речь короткая. 2 вариант Блином масленым в рот лезет. Братская любовь лучше каменных стен. Подстреленного сокола и ворона носом долбит. Пропущенный час годом не воротишь.
Использование пословиц и поговорок при изучении русского языка Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм. Поговорка – выражение, не составляющее законченное высказывание и не являющееся афоризмом. Из «Словаря русского языка» С.И. Ожегова
Использование пословиц и поговорок при изучении русского языка «Грамматика не только могла бы и должна бы многому научиться у пословиц, но должна бы быть по ним вновь переверстана». «Много еще надо работать, чтобы раскрыть сокровища нашего родного слова» В.И. Даль
Цели и задачи Определить, чем бывает НЕ Познакомиться с основными правилами слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи
Рассмотрите примеры Он настоящий неряха; Он совершенно невежливый; Он не вежливый, а нахальный.
Подумайте Чем бывает не частицей приставкой частью корня пишется раздельно пишется слитно
Анализ примеров Лодырю всегда нездоровится. В осеннее ненастье семь погод на дворе. Неправедная денежка впрок нейдёт. Вывод: Выделенные слова без НЕ не употребляются
Выберите нужное слово Мы ненавидели его как лютого (врага, недруга). Человек строен и (невысок, низок). Он проявил самые (невысокие, низкие) качества своей натуры.
Имя числительное не один не оба не пятый Вывод: не с именами числительными пишется раздельно
Проанализируйте примеры Друг познаётся в несчастье. Красна дружба не лестью, а правдой и честью. У неряхи да непряхи нет и путной рубахи. Головня на шесток упала – нечаянный гость. Небольшой дождишко, а лодырям отдышка. И зубы есть, да нечего есть. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Проанализируйте примеры Не гордись званием, а гордись знанием. Лёжа хлеба не добудешь. Лодырю всегда нездоровится. Несподручно волку с лисой промышлять. Не давши слова – крепись, а давши – держись. Не убив медведя, шкуры не дели.
НЕ пишется слитно (запись в тетрадь) 1) Со словами любой части речи, если слово без не не употребляется. 2) С существительными, прилагательными и наречиями на –о-,-е-, если их можно заменить словами, близкими по значению. 3) С полными причастиями, не имеющими зависимых слов. 4) С отрицательными и неопределёнными местоимениями(при отсутствии предлога) и наречиями.
1) Со словами любой части речи, если к слову есть или подразумевается противопоставление. 2) С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями. 3)С полными причастиями, имеющими зависимые слова. 4) С отрицательными и неопределёнными местоимениями при наличии предлога. 5) В составе слов вовсе не, далеко не, отнюдь не НЕ пишется раздельно (запись в тетрадь)
НЕ с разными частями речи(алгоритм)
НЕ с разными частями речи (записать в тетради) Лодырю всегда (не)здоровится. (Не)годами старость красна – делами. (Не)красна книга письмом, а красна умом. (Не)праведная денежка впрок нейдёт. Чего (не)сделаешь утром, вечером (не)нагонишь. (Не)вежду никакими лекарствами (не)вылечишь (Не)сподручно волку с лисой промышлять. (Не)зная броду, (не)лезь в воду. (Не) давши слова – крепись, а давши – держись.
Творческое задание 1.Составить связный текст, используя в качестве названия одну из записанных пословиц. 2.Чтение миниатюр.
Домашнее задание 1.Просмотреть записи в тетрадях 2.Выполнить упражнение 171