Е.Н. СТЕПАНОВ, ПРОФЕССОР ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ИПКРО ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОДХОДЫ
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ 1.Что следует понимать под эффективностью воспитательного процесса? 2.Какие подходы необходимо использовать для выявления данного феномена? 3.Какие критерии могут стать мерилом в определении процесса воспитания детей? 4.Что из диагностико-аналитического инструментария следует использовать при изучении эффективности воспитательного процесса? 5.Какие положения могут стать для педагогов правилами (требованиями) при определении эффективности процесса воспитания школьников?
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАК ЦЕЛЕДОСТИЖИМОСТЬ Эффективность Результат Цель Целенаправленность – атрибутивная характеристика воспитания Чем более сходны по количественным параметрам и качественным характеристикам полученные результаты и целевые ориентиры, тем выше эффективность воспитательного процесса, и, наоборот, чем менее они схожи, тем ниже его эффективность
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАК АДЕКВАТНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТА СОЦИАЛЬНЫМ НОРМАМ Причины: 1.Несовершенство целеполагания 2.Ребенок – целостная система
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧНОСТЬ Необходимо выяснить: насколько оптимальными оказались затраты времени и сил детей и взрослых, финансово-материальных и других ресурсов для получения результатов, адекватных целям и социальным нормам; правильно ли были выбраны формы, приемы и методы воспитательного взаимодействия для достижения позитивных результатов; смогли или нет обеспечить разумное сочетание возрастающей ресурсоемкости воспитательного процесса и ресурсосбережения при его осуществлении
ПОНЯТИЕ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА» Эффективность воспитательного процесса – это важнейшее его свойство, характеризующее достигнутые в нем результаты относительно поставленных целей, установленных социальных норм, ресурсных затрат для их получения
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 1.Системный 2.Гуманистический 3.Квалитологический 4.Праксеологический 5.Компетентностный
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД Критерии эффективности Методы изучения I. Критерии факта, позволяющие выяснить наличие воспитательной системы и сформированность ее основных качеств: целенаправленнности, целостности, упорядоченности, открытости Методы наблюдения и экспертной оценки II.Критерии качества, выступающие мерилом влияния системы воспитания на развитие школьников Методики «Личностный рост», «Какой у нас коллектив», «Позиция педагога как воспитателя»
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Критерии эффективностиМетоды изучения I.Базовые критерии: гуманность, демократичность, экологичность воспитания Гуманитарная экспертиза II.Общие критерии: 1)интраперсональные (принятие себя, открытость внутреннему опыту переживаний, понимание себя, ответственная свобода и др.); 2)интерперсональные (принятие и понимание других, социализированность, творческая активность Диалог, методы самоанализа, методика «Репка»
КВАЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Направления изучения и критерии оценки Методы изучения I.Качество результатов воспитания детей (личностный рост) Опросник «Личностный рост» II.Качество воспитательной деятельности педагогов (грамотность организации воспитательной деятельности) Экспертиза деятельности педагогов, анализ документации III.Качество управления воспитательным процессом (реализация основных функций управления) Экспертиза, анкетирование
ТРЕБОВАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ 1.Установление взаимосвязи оценочно- результативного компонента с другими составляющими процесса воспитания 2.Избрание развития детей главным содержанием исследования эффективности воспитательного процесса 3.Составление рекомендаций и выводов по результатам изучения эффективности процесса воспитания на основе диагностики изменений ситуации развития детей в течение нескольких лет
ТРЕБОВАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ 4.Оценочно-результативный компонент воспитательного процесса в конкретном учебном заведении должен обладать общими, особенными и единичными чертами 5.Диагностический инструментарий не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения изучения, обработки полученных результатов 6.Необходима максимальная включенность педагогов в диагностический процесс 7.Процесс изучения эффективности процесса воспитания не должен причинить вреда испытуемым, а его результаты не могут стать средством административного давления
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Приглашаем посетить наш блог «Менеджмент воспитания» anvospitanie.blogspot.com