Годовая отчетность компаний – новые стандарты, тенденции, тренды Марина Горкина Авторская программа для национальной конференции корпоративных медиа «Серебряные нити 2012» Москва, ноября 2012
«Годовая отчетность компаний – новые стандарты, тенденции, тренды», Москва 23 ноября, 2012 г. Требования законодательства Заинтересованность во внешних формах заимствования Зачем нужен годовой отчет? Годовой отчет является визитной карточкой Инструмент позиционирования бизнеса Инструмент продвижения бренда Для публичной компании годовой отчет обязателен
«Годовая отчетность компаний – новые стандарты, тенденции, тренды», Москва 23 ноября, 2012 г. Годовые отчеты российских компаний Как показали готовые отчеты за 2010 год, в посткризисный период российские компании стали больше уделять внимания стратегическим перспективам развития с учетом глобальной экономической нестабильности, а также качеству корпоративного управления и социальным аспектам деятельности. Проблема большинства российских компаний в том, что они плохо чувствуют изменения происходящие в мире, а практика подготовки годовых отчетов в России отстает от мировых тенденций. Есть опасность в том, что годовые отчеты перестанут адекватно восприниматься международным инвестиционным сообществом, поскольку они не будут отражать реальное состояние дел. Необходим прорыв в подготовке годовой отчетности для наших компаний. В чем он заключается? –В изучении того, как готовить традиционные отчеты. –Во внимании к вопросам устойчивого развития, понимаемого не как благотворительность и социальная деятельность, а как процесс стратегического управления. –Синтез двух первых этапов в интегрированный отчет. Позитив: Российские компании участники финансового рынка наиболее продвинулись вперед в плане прозрачности и работы с инвесторами. Компания «Росатом», уже ввела свои стандарты интегрированной отчетности. Отчеты мирового уровня готовят компании участники добывающего сектора экономики, металлургические компании.
«Годовая отчетность компаний – новые стандарты, тенденции, тренды», Москва 23 ноября, 2012 г. Содержание годового отчета Идея (прослеживается на протяжении всего отчета) Важно: хорошая наглядная форма, удобство чтения, графики, диаграммы, схемы, дизайн. Первая часть - рассказывает историю о том, почему достигнуты такие финансовые результаты. Обращение руководства (грамотно написанное) –это не пустой рассказ ни о чем, это сравнение в стратегическом плане. –обязательно выделение ключевых цифр. –желательно выделять тезисную фразу, абзац, в котором собрана вся квинтэссенция этого обращения. Описание стратегии развития бизнеса (на чем компания зарабатывает деньги). –обозначить стратегические ориентиры, приоритеты и цели компании. –дать конкретные количественно выраженные цели, к которым она стремится. –результаты года, отчетного периода, рассматриваются сквозь призму стратегии. –конкретизировать описание планом мероприятий по реализации стратегии. российские компании ограничиваются только подведением итогов отчетного периода, не сопоставляя это со стратегическими целями компании. инвесторов больше всего интересует так называемый outlook – то видение рынка и перспектив развития, которое имеет сам менеджмент.
«Годовая отчетность компаний – новые стандарты, тенденции, тренды», Москва 23 ноября, 2012 г. Риск-менеджмент –классификация ключевых рисков. –оценка вероятности их реализации и уровень возможных угроз. –описание того, как именно происходит управление рисками, какие органы по управлению рисками созданы, как распределяется ответственность. российские компании часто считают, что рассказ о рисках является проявлением слабости. Корпоративное управление –корпоративная и социальная ответственность. –организация прозрачности компании, принципы отчетности, антикоррупционности, внутреннего аудита. российские компании ограничиваются описанием благотворительных или социальные программы, социальных действий, помощь подшефным детским домам и т.д. Вознаграждение –критерии вознаграждения, размер индивидуального вознаграждения каждого не исполнительного директора, а также основных исполнительных директоров. –наличие/отсутствие взаимосвязи между вознаграждением и результатами деятельности компании. –каким образом изменение основных показателей влияет на вознаграждения. российские компании не считают нужным об этом писать. Содержание годового отчета (продолжение)
«Годовая отчетность компаний – новые стандарты, тенденции, тренды», Москва 23 ноября, 2012 г. Содержание годового отчета (продолжение) –должно быть объяснение достигнутым результатам - почему такая динамика показателей, из-за чего такие изменения. –обязательно должно быть аудиторское заключение для подтверждения достоверности отчетности. –важна наглядность для оценки изменений представленных в диаграммах и графиках. –важны легенды к таблицам из финансовой отчетности (люди хотят не только смотреть, но и читать). тенденция западных годовых отчетов - информация о команде, которая управляет бизнесом, вынесена в конец годового отчета (на последнюю страницу). Сначала говорят о бренде нашего бизнеса, поскольку организация воспринимается как более цельное явление, чем набор незнакомых тебе людей. Вторая часть – backside – финансовые показатели в годовом отчете
«Годовая отчетность компаний – новые стандарты, тенденции, тренды», Москва 23 ноября, 2012 г. Открытость и прозрачность Инвесторы и общественность хотят знать, кто управляет компанией. биографии. бизнес-опыт. наличие независимых членов совета директоров. наличие среди них международных имен. Стоит ли доверять этой компании? Как они действительно управляют: как часто собираются. какие органы управления существуют внутри совета директоров. какие имеют интересы (вознаграждение, владение акциями). сделайте фотографию совета директоров ищите живые совместные фотографии пусть каждый топ-менеджер «скажет» свое слово в отчете (фото и персональная цитата, которой начинается раздел)
«Годовая отчетность компаний – новые стандарты, тенденции, тренды», Москва 23 ноября, 2012 г. Перемены последнего времени - «нефинансовая отчетность» –охватывает все области деятельности компании. –ответственность перед партнерами, клиентами, сотрудниками и населением регионов присутствия. –вопросы экологической ответственности. –инвестиции в развитие новых технологий. –совершенствование производственных процессов. Содержание - что нового? Важно: данные аспекты устойчивого развития сильно влияют на основной бизнес и волнуют акционеров и инвесторов. Устойчивое развитие – это не только благотворительность и социальная деятельность, а процесс стратегического управления.
«Годовая отчетность компаний – новые стандарты, тенденции, тренды», Москва 23 ноября, 2012 г. Тенденции Сегодня формируется новое представление о годовой отчетности компаний интегрированный годовой отчет. В едином документе осуществлен синтез описания: –бизнеса компании, –финансовых результатов, –проблематики устойчивого развития (социальные, экономические и экологические воздействия компании на окружающую среду). Эта тенденция становится мировой практикой.
«Годовая отчетность компаний – новые стандарты, тенденции, тренды», Москва 23 ноября, 2012 г. Независимая организация «Глобальная инициатива по отчетности» Международный комитет по интегрированной отчетности Интегрированный годовой отчет - новая модель отчетности, которая будет объяснять, как бизнес создает и сохраняет стоимость сейчас и в перспективе на будущее. От тенденции к стандартам Практики интегрированных отчетов существуют. Интегрированные отчеты получили активное развитие после кризиса 2008 года. Некоторые компании начали делать интегрированные отчеты даже раньше. В мире, еще нет четкого понимания, что должны представлять собой стандарты такой отчетности. Работы в этом направлении ведут специализированные международные организаций GRI и IIRC. Первые результаты ожидаются в годах.
«Годовая отчетность компаний – новые стандарты, тенденции, тренды», Москва 23 ноября, 2012 г. Тренды Переходят от бумажных к электронным форматам отчетности. –полноценных интерактивных годовых отчетов пока не очень много. –некоторые компании принципиально перестали делать бумажные копии. –некоторые пошли по пути интерактивных отчетов. Как минимум это pdf- файл, в котором реализованы простейшие функции управления, работы с содержанием, перелистывания страниц. Интерактивный формат. –он неизбежен – это удобно, повсеместно доступно (выложили в Интернет и скачали). –это мини-сайты с возможностью копирования любой информации. –годовой отчет – это не только средство отчетности, но и средство коммуникации. –все более активное использование электронных форм предоставления информации. –«поиск в Интернете». Продвижение корпоративного бренда в годовой отчетности. –характерен для компаний, ориентированных на потребительский сектор. –риск подменить язык производства языком рекламы. опасность не превратить годовой отчет в рекламную брошюру своей продукции, т.к. инвесторам требуется все-таки годовой отчет.
Марина Горкина Спасибо за внимание. А теперь вопросы!