Урок литературы в 11 классе Учитель:Атякшева Ирина Васильевна Ирина Васильевна
Тема урока: «Тема русской истории в творчестве А.Н.Толстого».
Алексей Николаевич Толстой «…Толстой был индивидуальностью ярчайшей и талантом ослепительным. Он не повторял никого ни в чём и одновременно был тонко ощутимой связью с неумирающим нашим наследием 19 века, «Петром Первым» он своими мастерскими руками сложил себе великолепный памятник..» К.Федин
Цели урока - образовательные: познакомить учеников с биографией писателя, раскрыть причины, побудившие А.Н.Толстого написать роман о Петре Первом; - образовательные: познакомить учеников с биографией писателя, раскрыть причины, побудившие А.Н.Толстого написать роман о Петре Первом; - развивающие: развивать навыки анализа художественного произведения, соотнесения его содержания с критической литературой, фактами биографии, произведениями искусства; самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать выводы; - развивающие: развивать навыки анализа художественного произведения, соотнесения его содержания с критической литературой, фактами биографии, произведениями искусства; самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать выводы; - воспитательные: формирование патриотических и нравственных чувств, глубокого уважения к истории России. - воспитательные: формирование патриотических и нравственных чувств, глубокого уважения к истории России.
Образовательные ресурсы: Образовательные ресурсы: портрет А.Н.Толстого, учебники, тексты стихотворений, литературная газета, компьютер и мультимедийная презентация. портрет А.Н.Толстого, учебники, тексты стихотворений, литературная газета, компьютер и мультимедийная презентация. Методические приёмы: Методические приёмы: рассказ учителя, чтение стихотворений наизусть, использование межпредметных связей с историей, работа с презентацией. рассказ учителя, чтение стихотворений наизусть, использование межпредметных связей с историей, работа с презентацией.
Слово об А.Н.Толстом Тема памяти, в том числе исторической памяти, всегда интересовала талантливого русского писателя Алексея Николаевича Толстого Тема памяти, в том числе исторической памяти, всегда интересовала талантливого русского писателя Алексея Николаевича Толстого
Детские годы А.Н.Толстого
Учёба в Самаре и Сызрани. Петербург.
Зов Родины. В 1922 году Толстой порывает с эмигрантскими кругами и возвращается на Родину: «Совесть меня зовёт в подвал, а ехать в Россию и хоть гвоздик свой собственный, но вколотить в истрёпанный бурями корабль. По примеру Петра» В 1922 году Толстой порывает с эмигрантскими кругами и возвращается на Родину: «Совесть меня зовёт в подвал, а ехать в Россию и хоть гвоздик свой собственный, но вколотить в истрёпанный бурями корабль. По примеру Петра»А.Н.Толстой
Характеристика русской жизни к.18 – н.19 века. Характеристика русской жизни к.18 – н.19 века.
Царствование Петра Первого Годы правления –
Царь Пётр в детстве.
Родители Петра Первого Отец - Алексей Михайлович Мать - Наталья Нарышкина ( ) ( ) ( ) ( )
В 1689 году началось самостоятельное правление Петра. Ему удалось устранить свою старшую сестру от управления государством. София Алексеевна (1657 – 1704)
Правой рукой Петра был Меньшиков Александр Данилович
Петр Первый и русская литература
Пётр Первый и А.С.Пушкин
Д.Мережковский. Роман «Пётр и Алексей»
Работа над романом. Специфика исторического романа.
«Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое».
Итог урока. Какие реальные исторические персонажи введены А.Толстым в роман? Какие реальные исторические персонажи введены А.Толстым в роман? Какие реальные исторические события изображены в романе «Пётр Первый»? Какие реальные исторические события изображены в романе «Пётр Первый»?
В.Суриков «Утро стрелецкой казни»
В.Серов «Пётр на постройке Петербурга»
Домашнее задание. Перечитать роман «Пётр Первый», подготовить пересказ эпизодов из романа, соответствующих картине В.Сурикова «Утро стрелецкой казни» и картине В.Серова «Пётр на постройке Петербурга»
Спасибо за урок!