Учитель русского языка и литературы: Михайлова И. А..
На днях я заночевал на степном озере. Брожу по набережной снова. От воды потянуло прохладой.
Цели урока: Обучающая: систематизация и контроль знаний по теме «Односоставные предложения». Развивающая: развитие речи – обогащение словарного запаса. Воспитывающая: формирование глубокого уважения к языку, любви к природе и умение грамотно выражать свои мысли.
Определите тип односоставного предложения, если сказуемое – глагол выражено 1л., ед.ч мн ч., прош вр повелит. накл. 3л, мн ч, н вр. 3л, ед ч, н вр. безличным глаголом Неопр форм глагола
1 лицо ед. число – определенно-личное Прош. времени – неопред.- личное Повелит. накл. – определенно-личное 3 лица, мн. числа, наст. времени –неопр.-личное 3 лица, ед. числа, наст. времени – безличное Безличным глаголом – безличное Неопр. форма глагола - безличное
Найдите определенно – личное предложение А) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. Б) Волка яблоками не закидаешь. В) По ниве прохожу я узкою межой. Г) Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.
Проверка задания: А) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. Б) Волка яблоками не закидаешь. В) По ниве прохожу я узкою межой. Г) Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.
Найдите неопределенно- личные предложения А) Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины. Б) Ради розы терпят и шипы. В) Нигде жилья не видно на просторе. Г) Со скрипом опустили трап. Д) Еду - еду в чистом поле.
Проверка задания: А) Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины. Б) Ради розы терпят и шипы. В) Нигде жилья не видно на просторе. Г) Со скрипом опустили трап. Д) Еду - еду в чистом поле.
Найдите безличное предложение. А) Ведут ко мне коня. Б) Не спится, няня. В) Люблю тебя, моя Россия, за ясный взгляд твоих очей. Г) Кому-то принесли от мастера ларец
Проверка задания: А) Ведут ко мне коня. Б) Не спится, няня. В) Люблю тебя, моя Россия, за ясный взгляд твоих очей. Г) Кому-то принесли от мастера ларец
Определить тип односоставных предложений, выделить грамматическую основу. Брожу по набережной снова. Изба лесничего. Медвежье царство. Дорогу замело. Зарево заката. Забыли о свете вечерних окон. Слышится вдалеке лай собаки.
Проверка задания: Брожу по набережной снова. (односост., опр-л). Изба лесничего. Медвежье царство (односост., назывн.). Дорогу замело. (односост. безл). Зарево заката. (однос., назыв.). Забыли о свете вечерних окон.( одност., неопр-л). Слышится вдалеке лай собаки.(двусост ).
Диктант «Проверь себя». Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Тропинки замело снегом. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими снегами раскинулось синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие радостные краски бывают только по утрам. И особенно хороши они сегодня. Свежий снег, краски зеленого бора, первые лучи солнца. В колеях санного следа четким полукругом прочерчено от дороги к дому, тень совершенно синяя. На вершинах сосен уже играет золотистый солнечный свет.
музыка Игорь Эммануилович Грабарь Сентябрьский снег Февральская лазурь
Домашнее задание. Повторить контрольные вопросы на странице 101, приготовиться к взаимоопросу и подготовить практическое задание из 6 односоставных предложений разного вида.