Формы учебной и воспитательной работы Преподаватель: Котенко Ольга Евгеньевна
Все ведущие педагоги музыки, едины во мнении, что основной целью любого процесса не профессионального музыкального воспитания является не достижение блестящей техники, а культивирование особого душевного строя у ребенка, при котором музыка смогла бы навсегда пустить корни в его душе… Учебный процесс отдела имеет четкую организацию; На отделении общего фортепиано более гибко подходят к выбору программ по объективным причинам; Формы работы отдела постоянно колеблются и варьируются; В конце каждой четверти преподаватели школы проводят классные собрания с концертами для родителей; В конце каждого полугодия проводятся отчетные концерты фортепианного отдела; В конце учебного года проводится заключительный концерта фортепианного отдела, на котором наиболее активные учащиеся награждаются почетными грамотами.
Основная задача педагога – разностороннее музыкальное воспитание учащегося. При изучении конкретных произведений в классе общего фортепиано предлагается использовать разные формы и виды работы: Исполнение фортепианных пьес различных жанров и стилей. Формирование технических навыков на материале упражнений и этюдов. Игру по слуху, транспонирование. Чтение с листа, игру в ансамбле и аккомпанемент. Слушание музыки.
В основном дети нашего контингента имеют средние музыкальные способности. Наша задача – развить эти способности и привить необходимые технические навыки для свободного музицирования. Воспитание слуха. - непосредственному обучению игре на фортепиано предшествует слушание музыки, пение детских песен, ритмические импровизации под музыку; - знакомство с инструментом начинается с того, что учащийся, играя на одной клавише фортепиано в определенном ритме, озвучивает пословицы и поговорки; - затем задание усложняется – подбираются простейшие народные мелодии и их транспонируют в разных регистрах; - в дальнейшем на более сложных примерах формируется навык транспонирования по слуху и по нотам мелодии, этюдов и пьес в удобных для исполнения тональностях.
Воспитание ритма - С первых же пьес необходимо воспитывать у детей чувство метра, приучая ощутить «долю – пульс» играя с педагогом, где ученик четвертями отмеряет метроритмическую пульсацию мелодии; - Игра в ансамбле – важный фактор, активизирующий ритмическое воспитание учащихся; - Большого ритмического внимания требуют ансамбли современных композиторов, где неожиданные синкопированные аккомпанементы часто на совпадают с ритмическим пульсом первой партии; - Труднее организовать ансамбль с певцами, хотя это и очень полезно. Аккомпанирование певцам позволяет тоньше ощутить дыхание музыкальной фразы. Чувствовать себя исполнителем сольной партии- обязательное условие в процессе работы над произведением с певцом или инструменталистом.
Разборы и игра с листа нотного текст - наиболее распространенный недостаток подготовки учащихся в классе общего фортепиано является слабое развитие навыков игры с листа нотного текста, в числе которых владение системой нотной записи, умение представить в музыкально-звуковом воображении исполняемую музыку; - Чтобы у ученика с самого начала формировались правильные аппликатурные навыки необходимо предлагать им самостоятельно нарисовать схемы аппликатуры; - Поэтому при обучении нотной грамоте на уроках общего фортепиано нужно тренировать детей в мгновенном охватывании характера движения плавного или скачком, вверх или вниз; - Особое внимание следует уделять выразительному исполнению пьес при чтении с листа, добиваясь яркого воплощения образа.
Формирование технических навыков и развитие музыкального мышления на уроках общего фортепиано - Особого внимания требует позиционная игра- это такое положение руки на клавиатуре; - Начинающему учащемуся по общему фортепиано необходимо сразу осваивать приемы игры одновременно двумя руками параллельного двухголосия в 2 октавы и особенно симметричные движения пальцев в пределах октавы; - В течение первого года обучения необходимо освоить все необходимые элементы фортепианной техники :короткие арпеджио и аккорды по3 звука, кистевое стаккато, репетиции, переносы рук, гаммаобразные движения; - Исполняя различные по характеру народные мелодии и ярко образные пьесы, учащиеся знакомятся с широкой артикуляционной шкалой, включая короткие и длинные лиги, нон легато, стаккато, портаменто.
- Важно чтобы ребенок усвоил художественную функцию педализации, ее тесный контакт со звукоизвлечением и содержанием исполняемого произведения, необходимость слухового контроля; - Конкретные методические вопросы обучения педализации педагог решает индивидуально, в зависимости от музыкального развития и технических данных учащихся; - Наряду с трудными произведениями, требующими напряжения всех сил ученика, следует включать и более легкие, которые могут быть быстро выучены; - Искусство преподавателя состоит в том, что с величайшим тактом примешивать к детской произвольной игре первые необходимые элементы труда. При этом важно с самого начала пробуждать учащихся мыслить самостоятельно и выполнять простейшие задания, такие как определение тональности и размера, нахождения трудных мест и способы заучивания.
Вся работа фортепианного отдела направлена на концертно- лекционную, агитационную деятельность. На протяжении всего учебного года в школе проходят всевозможные концерты как для детского и взрослого населения, это и тематические вечера, классные часы, посвященные знаменательным датам композиторов; Педагоги школы постоянно участвуют в проведении всех городских фестивалей по общему инструменту, организованных методическим кабинетом; Необходимо развивать и совершенствовать методические приемы на уроках общего фортепиано, чтобы эти уроки были более грамотными насыщенными как никогда отвечали принципам дополнительного образования учащихся.