Игровые технологии в начальной школе
Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее. М. Горький Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома. А.С. Макаренко И з всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание. К. Прутков АФОРИЗМЫ ПРО ВОСПИТАНИЕ
1. Игровые. 2. Догматические, репродуктивные. 3. Объяснительно-иллюстративные. 4. Развивающие. 5. Проблемные, поисковые. 6. Программированные. 7. Диалогические. 8. Творческие 9. Саморазвивающие. 10. Информационные (компьютерные).
- развлекательная (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); - коммуникативная: освоение диалектики общения; - по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»; - терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; - диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; - коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; - межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей; - социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
игровая деятельность используется в следующих случаях: - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; - как элементы более обширной технологии; - в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); - как технология внеклассной работы.
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; - учебная деятельность подчиняется правилам игры; - учебный материал используется в качестве её средства; - в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых; - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
«Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни…(К.Д.Ушинский)
Самостоятельность. Возможность творчества.
удовольствие от контактов с партнерами по игре; - удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока; - азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры; - необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях; - удовлетворение от успеха – промежуточного и окончательного; - если игра ролевая, то удовольствие от процесса – перевоплощение в роль.
наличие собственной деятельности; - творчество; - общение; - власть; - потребность в ином; - самоопределение через ролевое экспе- риментирование; - самоопределение через пробы деятель- ностей.
Игровая оболочка (игровой сюжет); Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично; Возможность действия для каждого ученика; Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений). Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели. Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.
целеполагание; планирование; реализация цели; анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. возможность выбора и элементов соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.
- роли, взятые на себя играющими; - игровые действия как средства реализации этих ролей; - игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; - реальные отношения между играющими; - сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); - творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»); - эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»); - наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития
- дидактическим целям; - организационной структуре; - возрастным возможностям их использования; - специфике содержания.
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; - познавательные, воспитательные, развивающие; - репродуктивные, продуктивные, творческие; - коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
-предметные, -сюжетные, -ролевые, -деловые, -имитационные, -игры – драматизации.
- с предметами и без них; - настольные; - комнатные; - уличные; - на местности; - компьютерные и с ТСО; - с различными средствами передвижения