Стимулирование творческой активности учащихся на уроке и во внеурочное время- условие развития способностей школьника. Учебно-воспитательный процесс как система педагогического взаимодействия педагогического коллектива МОУ «Лучановской СОШ» Администрации Томского района Выступление на педагогическом совете заместителя директора ВР Пыжик Татьяны Егоровны
Каждый ребенок способен созидать и творить. «Ребенок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить» Рабле
Есть одно из золотых правил педагогики: прежде чем предлагать что-то ребенку, сначала испробуй это на себе. Тогда, с одной стороны, обнаружатся все нюансы и неточности инструктажа, а с другой стороны – наметится линия творческой коррекции данной ситуации. Мы часто рассуждаем о том, что учащийся должен быть активным. А мы сами? Интересно, захочет ли кто-то выполнить предложенную нами работу?
Взаимодействие классного руководителя с администрацией школы, происходит через проверку дневников, контроль за ведением классного журнала (инструктажи по ТБ, учет пропусков уроков, занятость во внеурочное время и др.), собеседование, оказание методической помощи, проведение семинаров. Взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе. Все классные руководители знают, что успех работы, прежде всего, зависит от согласованной деятельности всех педагогов, т.к. такое взаимодействие решает очень важные воспитательные задачи.
Взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе Оно необходимо для: -Помощи в работе по развитию познавательных интересов; -Содействия при контакте с родителями учащихся; -Содействия индивидуальному подходу к учащемуся в процессе обучения; -При взаимодействии с учителями-предметниками классные руководители используют следующие формы работы: -Посещение уроков учителей-предметников с целью наблюдения за организованностью учащихся на уроке (основная форма взаимодействия); -Отслеживание выполнения классом контрольных работ; -Организация малых педсоветов; -Координация воздействия учителя класса на отдельных учащихся и на класс в целом; -Приглашение учителей, работающих в классе, на родительские собрания (успеваемость, поведение); -Приглашение учителей, работающих в классе, на индивидуальные беседы с учащимися; -Участие в организации и проведении познавательных конкурсов, олимпиад, предметных недель.
Взаимодействие с психологом школы. Классные руководители школы в своей работе используют помощь школьного психолога. Традиционно применяются следующие направления в работе психолога: Психологическое просвещение (выступление на педсоветах, родительских собраниях, классных часах); Психологическая диагностика (индивидуальные личностные особенности учащихся); Психологическая коррекция (решение проблем обучения, поведения, психологического самочувствия, разрешение конфликтных ситуаций между учениками, учителями и учениками, работающими в классе, индивидуальная и групповая работа с классом и родителями (психологические тренинги); Консультативная деятельность (оказание психологической помощи в вопросах развития и воспитания).
Взаимодействие с социальным педагогом. Социальный педагог – помощник классного руководителя в решении социальных проблем учащихся. Работа классных руководителей с социальным педагогом ведется по следующим направлениям: Профилактика правонарушений (организация встреч с органами правопорядка на классных часах, встречи с врачами ЦРБ); Работа с опекаемыми детьми (социальные гарантии); Профилактика пропусков уроков без уважительных причин; Работа с семьей (посещение квартир детей группы риска); Связь с социумом (КДН, ПДН, библиотеки …).
Взаимодействие со старшей вожатой Основная функция старшей вожатой заключается в проведении разнообразных внеурочных мероприятий в школе. Задача классного руководителя – обеспечить совместную деятельность классного коллектива и вожатой в организации, подготовке и проведении общешкольного мероприятия.
Взаимодействие со школьным библиотекарем Большое значение в воспитательной работе с классом имеет школьная библиотека. С помощью библиотеки успешно развивается познавательная активность учащихся, интерес к учению, и, конечно же, любовь к книге. Формы сотрудничества библиотекаря и классного руководителя, используемые в школе: Тематические беседы; Беседы по произведениям различных писателей; Экскурсии; Викторины; Книжные выставки; Библиотечные уроки; Библиотечные классные часы. Наиболее активно используют систему взаимодействия с библиотекарем учителя начальной школы. Совсем мало старшие классы.
Педагог – родители Воспитательная работа в школе никогда не будет достаточно содержательной и эффективной, если активного участия в ней не будут принимать родители, которые являются полноправными субъектами организации воспитательного процесса в школе. Для многих классных руководителей проблема отношения с родителями самая сложная. Чаще всего классные руководители выражают недовольство: нежеланием родителей выполнять свои обязанности; низким уровнем семейного воспитания; несоответствие требований родителей возможностям их детей; пренебрежительное отношение родителей к педагогам школы. Чтобы добиться взаимопонимания с родителями и эффективности воспитательного процесса необходимо правильно построить взаимоотношения педагогов и родителей. Успешное взаимодействие в блоке учитель – родитель зависит от того, какой стиль работы выбирает классный руководитель. Наиболее продуктивны два варианта: классный руководитель-педагог-консультант, который всегда готов помочь решить самые сложные проблемы; классный руководитель-друг родителей, он вместе с ними пытается решить все возникающие в классе проблемы. В воспитании школьника очень важно, насколько классный руководитель сумел привлечь родителей к сотрудничеству. В своей работе классные руководители применяют следующие формы работы с родителями: Родительское собрание (1 раз в четверть); Индивидуальные беседы (по мере необходимости); Консультации по вопросам воспитания и обучения(по мере необходимости); Работа родительского комитета Посещение семей (по мере необходимости) Организация досуговой деятельности (походы, поездки, классные вечера, экскурсии)
Педагог – ученики Совместная деятельность классного руководителя с учащимися также направлена на достижения основной цели воспитания школы: содействовать развитию неповторяемой индивидуальности учащихся посредством обеспечения и поддержки процессов самопознания, самостроительства и самореализации личности. В соответствии с целью воспитания, своими функциональными обязанностями классными руководителями выбраны следующие формы работы с обучающимися: Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.). Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.): Коллективные (беседы, встречи, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.)
Памятка учителю по Ш.А.Амонашвили Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди! Дари себя детям! Постоянно ищи в детях богатство его души! Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!