Исследовательская работа учащихся начальных классов Сидоркина Л.А., учитель начальных классов МОУ СОШ 5
Условия формирования исследовательских умений младших школьников: Целенаправленность и систематичность. Мотивированность. Творческая среда. Психологический комфорт. Личность педагога. Учет возрастных особенностей.
Викторина «Кто лучше знает историю МБК в годы войны» В каком году была получена первая тонна бумаги на Марбумкомбинате? (10 ч.) Как назывался поселок, который позже был назван городом Волжск (5 ч.) Назовите годы Великой Отечественной войны (14 ч.) Кто работал в годы войны на Марбумкомбинате? (18 ч.) Какую продукцию выпускал завод в годы Великой Отечественной войны? (3 ч.) Кто из героев Советского Союза Республики Марий Эл работал на Марбумкомбинате? (1 ч.) Какой памятник был воздвигнут в честь погибших во время Великой Отечественной войны (9 ч.)
Проблема исследования: Что нужно сделать, чтобы все ученики класса имели элементарные знания об истории МБК. Нельзя помнить о том, чего не знаешь.
Цель исследования: Изучить историю МБК в военные годы и рассказать о том, как комбинат помогал городу и стране в приближении Победы.
Задачи: Провести викторину на тему: «Кто лучше знает историю МБК в годы войны»; Изучить литературу, газетные статьи, Интернет-ресурсы о истории МБК; Научиться обрабатывать литературные источники и анализировать документальный материал; Найти информацию в семейных архивах о родственниках, работавших на МБК; Найти стихотворения, посвященные МБК; Создать электронную презентацию: «МБК в годы войны» и выступить на классных часах в других классах
Начало строительства Марбумкомбината
Бригада Ф.П. Солдакова, выполнявшая норму на процентов во время строительства Марбумкомбината Ф.П. Солдаков
А.Н. Кирина – рабочая лесопильного цеха Е.И. Шулова освоила профессию подрамщика. Норму выполняла на % А.С. Новикова - электрообмотчица, двухсотница. Заменила мужа, ушедшего на фронт.
Клавдия Григорьевна и Геннадий Петрович Мингалевы – ветераны МЦБК «…в 1942 году девочке, которой исполнилось 14 лет, пришлось идти работать, требовалась замена ушедшим на фронт марбумовцам.» «Марийский бумажник» от 18 декабря 2008 г.
Назарова Зоя Петровна – заслуженный работник РМЭ. «…В душе мы рвались на фронт, но понимая, что нас не пустят воевать, решили трудом помочь стране.» «Марийский бумажник» от 26 июня 2008 г. Абрамова Ольга Тихоновна – бывший работник лесобиржи. «…женщинам во время войны доставалось ого-го как. Но перетерпеть готовы были все лишения, лишь бы скорее свершилась победа.» «Марийский бумажник» от 17 июля 2008 г.
Дукова Римма Ивановна – ветеран труда, труженик тыла. «…пока шла война, девочки и мальчики взрослели в трудных испытаниях, привыкая стойко переносить все невзгоды.» «Марийский бумажник» от 15 мая 2008 г. Чигарова Марфа Григорьевна – ветеран комбината, труженик тыла. «…Довелось испытать все: и холод, и голод, и тяжелый труд. Да мы и не жаловались, все понимали, что от нашего труда зависит приближение Победы…» «Марийский бумажник» от 24 июля 2008 г.
Обелиск в память рабочих, служащих и инженерно-технических работников комбината, погибших во время Великой Отечественной войны
Полученные результаты: 1.Учащиеся класса научились работать с литературными источниками, газетными статьями, Сетью Интернет, анализировать информацию, выделять главное. 2.Ученики выступили перед классом с рефератом о МБК в годы войны. 3.Нашли в семейных архивах информацию о родственниках, работавших на МБК, и представили ее в письменном виде (сочинения, фотографии, газетные вырезки). 4.В газетах и книгах нашли стихотворения, посвященные Волжску и Марбумкомбинату. 5.Изучили историю МБК в годы войны и создали электронную презентацию «МБК в годы Великой Отечественной войны», с которой выступили на классных часах в других классах. 6.Провели повторную викторину «Кто лучше знает историю МБК в годы войны».
Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь новых знаний, расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели. Следовательно, никто другой так, как он, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд.