Методические основы современного урока Заседание ШМУ 2 МОУ СОШ 31.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем Конфуций.
Advertisements

Современный урок Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций.
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций.
«...Урок это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции» В. Сухомлинский.
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций.
Как подготовить конспект урока Руководитель МО учителей начальных классов МБОУ СОШ 266 Снежногорск Шайхутдинова Светлана Геннадьевна.
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций.
Рекомендации современного урока Современный урок -должен строиться на том, что известные теоретические подходы к его созданию будут использованы таким.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Современный урок: каков он? Отбор содержания и методов обучения с целью их адаптации к конкретному контингенту детей.
Педагогические требования как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя Подготовка учителя к уроку.
Учебные элементы урока Подробное разъяснение основных задач, методов и приёмов на всех этапах современного урока.
целицели задачизадачи структураструктура содержаниесодержание логикалогика.
Типология современного урока Как подготовить современный урок Самоанализ урока.
Образование должно стать индивидуальным, функциональным и эффективным МОУ «Плюсковская ООШ» Котехова Н.Д., Торгов А.С год.
Типы и структура уроков. Современные требования к уроку. Дата проведения семинара: Автор:к.п.н. Семенова Л.А.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Рекомендации молодым учителям. І. 1. Выбрать тему урока. Определить его место в учебном курсе; Определить ведущие понятия, на которые опирается данный.
Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках разного типа (вида)
Урок –это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции. В.А. Сухомлинский.
Транксрипт:

Методические основы современного урока Заседание ШМУ 2 МОУ СОШ 31

«… Урок это зеркало общей педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции». В. Сухомлинский

Как подготовить современный урок? 1. Начало урока (подготовка к уроку). 2. Определение целей урока. 3. Уточнение типа и вида урока. 4. Планирование учебного материала урока. 5. «Изюминка» урока. 6. Определение формы организации учебного процесса. 7. Планирование контроля за деятельностью учащихся на уроке. 8. Задания на дом.

1. Подготовка к уроку - Чётко определить для себя и сформулировать тему урока; - Определить место темы в учебном курсе; - Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок; - Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем. - Продумать оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока

Кто не видит конечной цели – очень удивляется, придя не туда. Марк Твен

2. Определение целей урока. ТРИЕДИНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА Обучающая Воспитательная Развивающая

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п. Обеспечить усвоение учащимися законов, признаков, свойств, особенностей; Обеспечить усвоение учащимися законов, признаков, свойств, особенностей; Обобщить и систематизировать знания о...(или по конкретной теме); Обобщить и систематизировать знания о...(или по конкретной теме); Отработать навыки (какие?); Отработать навыки (какие?); Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов). Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов). 2. Определение целей урока.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. Воспитать патриотизм, гуманизм, эстетические качества и т.д.; Сформировать добросовестное отношение к труду; Сформировать положительное отношение к знаниям; Воспитать дисциплинированность.

2. Определение целей урока. ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает развитие познавательных процессов, умений применять логические операции, а также развитие воли, эмоций, способностей, дарований личности. Развитие умения применять знания на практике; Формирование умения выделять главное; Развитие инициативы уверенности в своих силах.

Назовите возможные методы и приемы задания цели урока

1. Объяснение целей урока одновременное сообщением темы. 2. Сообщение цели в виде проблемного задания. 3. Указание целей на специальном стенде Что сегодня на уроке? 5. Использование результатов предварительного социологического опроса. 6. Постановка целей по изучению явлений, процессов и др. 7. Постановка целей через показ конечных результатов. 8. Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала. 9. Постановка привлекательной цели. 10. В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом. 11. Дополнение реальной ситуации фантастикой. Методы и приемы задания цели урока

Назовите известные вам типы уроков

Уточнение типа урока Урок изучения нового материала; Урок закрепления и развития знаний умений и навыков; Урок формирования умений и навыков; Урок повторения; Урок проверки знаний; Урок применения знаний, умений и навыков; Повторительно-обобщающий урок; Комбинированный урок. 3. Уточнение типа и вида урока.

Назовите известные вам виды (формы) уроков

Уточнение вида урока Урок- лекция, урок-беседа, кино-урок, урок – экскурсия, урок - пресс-конференция, урок - поиск; Урок самостоятельных работ (устных или письменных упражнений.); Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); Урок лабораторных работ; Урок практических работ; Конкурс знаний, умений и творчества; Дидактическая игра; Анализ ситуаций; Урок взаимообучения. 3. Уточнение типа и вида урока.

4. Планирование учебного материала урока. Подобрать литературу по теме. учебник, энциклопедическое издание, научно-популярное издание. отобрать только тот материал, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Подобрать учебные задания. узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в новой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям. Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником. Подготовить оборудование, необходимое к уроку. составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

5. Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то новое, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить. интересный факт; видеосюжет; путешествие в сказку; ролевая игра; музыка на уроке; неожиданное открытие; красивый опыт; нестандартный подход к уже известному; красочные наглядные пособия.

Назовите известные вам формы организации учебного процесса

6. Определить формы организации учебного процесса. Фронтальная работа учителя с классом Индивидуальная работа Коллективная работа Групповая, парная работа Дифференцированная работа Практические занятия. Научно-исследовательская работа. Игра

7. Планирование контроля за деятельностью учащихся на уроке. Учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника! Что контролировать; Как контролировать; Как использовать результаты контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

Ваш вариант контроля за результатами учебной деятельности

Контроль за результатами учебной деятельности Фактологический диктант Графический диктант Тест Щадящий опрос (друг другу) Выборочный контроль Зачет Блиц контрольная Дифференцированная контрольная Опрос-итог

8. Продумать задания на дом. I. К урокам изучения нового материала 1) Заучивание материала учебника и его пересказ; 2) Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке; 3) Сбор материалов из дополнительных источников; II. К урокам обобщения 1) Ответы на специально поставленные вопросы учителя; 2) Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем; 3) Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану; 4) Выделение в тексте основного и второстепенного материала; 5) Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения чертежа; 6) Подборка дополнительного материала по теме;

7. Продумать задания на дом. III.К урокам обучения применять знания 1) Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц ); 2) Решение задач, аналогичных классным; 3) Решение задач нестандартных; 4) Решение задач с меж предметными связями; 5) Самостоятельное составление задач; 6) Самостоятельное изучение несложного материала; 7) Работа над ошибками; IV. К урокам контроля и проверки знаний 1) Письменные ответы на вопросы; 2) Домашняя контрольная работа; 3) Решение нестандартных задач;

Основные этапы современного урока 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. 4. Постановка целей занятия перед учащимися. 5. Организация усвоения исходных данных. 6. Первичная проверка понимания. 7. Организация усвоения способов деятельности. 8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности. 9. Обобщение изучаемого на уроке. 10. Контроль за результатами учебной деятельности. 11. Домашнее задание к следующему уроку. 12. Подведение итогов.

Как начать урок? Доброжелательный настрой учителя и учащихся. Улыбка. Приветствие (Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения!). Рапортичка (определение отсутствующих). Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе.

Как проверить домашнее задание? 1. Выполнение учащимися заданий, подобных домашним упражнениям. 2. Постановка дополнительных вопросов. 3. Проверка домашнего задания под копирку. 4. Обращение к учащимся с просьбой продолжить ответ ученика. 5. Вызов к доске нескольких учащихся по составлению планов своего ответа и опрос по отдельным пунктам плана. 6. Метод обучения с опорой на ошибки. 7. Выяснено, что … не выполнен или выполнен неверно у многих учащихся: а) Выполняется этот пример у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы; b) Аналогичный пример выполняется опять же у доски вызванным учеником. Запись по просьбе учителя комментируют с места ученики. 8. У доски ученик записывает решение задачи или примера. На каком- то этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д. 9. В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения.

Как провести рефлексию? 1. Ассоциативный ряд. 2. Незаконченные предложения. 3. Торт решений. 4. Разговор на бумаге. 5. Лист обратной связи. 6. Заключительная дискуссия. 7. Письмо самому себе. 8. Ну что, как прошло занятие? 9. Барометр настроения. 10. Памятки.

Требования к современному уроку Гигиенические требования: температурный режим; необходимость проветривания; освещение; предупреждение утомления и переутомления; чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ); своевременное и качественное проведение физкультминуток; соблюдение правильной рабочей позы учащегося; соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к современному уроку Требования к технике проведения урока: урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными; необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся; доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения; обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы.

Конспект урока Урок __________ Тема:__________________________________________________________________ Цель:__________________________________________________________________ Задачи: обучающие:_____________________________________________________________ развивающие:___________________________________________________________ воспитывающие:_________________________________________________________ Тип урока:______________________________________________________________ Форма проведения: _____________________________________________________ Ожидаемые результаты:_________________________________________________ Оборудование:__________________________________________________________ План урока: 1. Приветствие: __________________________________________________________ 2. Проверка домашнего задания:____________________________________________ 3. Повторяемый материал:_________________________________________________ 4. Постановка цели: ______________________________________________________ 5. Основная часть: _______________________________________________________ 6. Контроль знаний: ______________________________________________________ 7. Домашнее задание к следующему уроку: __________________________________ 8. Подведение итогов урока. Анализ результатов. Рефлексия учащихся:

Связь между работоспособностью учащихся и временем урока. max минут