1 Стратегический менеджмент Наумова Е.Н. Осень 2012 г.
2 Стратегия и долгосрочные цели Стратегия – это действия по достижению долгосрочных целей и задач. Долгосрочные цели и задачи – это ожидаемый от реализации стратегии результат. Временные рамки – от 2 до 5 лет.
3 Долгосрочные цели и задачи Должны быть: - Количественными; - Измеряемыми; - Реалистичными; - Понятными; - Вызывающими; - Иерархическими; - Доступными; - Конгруэнтными; - Согласованными по времени. Функции долгосрочных целей и задач: - Показывают направление действий; - Дают возможность выявить синергию; - Помогают в оценках; - Устанавливают приоритеты; - Снижают неопределенность; - Минимизируют конфликты; - Стимулируют усилия; - Помогают распределять ресурсы; - Помогают сформулировать действия (работу).
4 Виды долгосрочных целей Финансовые: - Рост доходов; - Рост прибыли; - Рост дивидендов; - Рост рентабельности; - Рост рентабельности инвестиций; - Рост прибыли на одну акцию; - Рост рыночной стоимости акций; - Улучшение потока денежных средств и т.д. Стратегические: - Рост доли рынка; - Ускорение времени доставки; - Сокращение времени между дизайном товара и выходом на рынок; - Более низкие затраты; - Более высокое качество товара; - Расширение географического присутствия; - Получение сертификата качества товара; - Достижение технологического лидерства; - Постоянное внедрение новшеств или улучшение продукта и т.д.
5 Доля долгосрочных и оперативных целей в принятии управленческих решений Организационный уровень Долгосрочные цели Ежегодные цели Корпоративный уровень 7525 Уровень подразделений 50 Функциональный уровень 2575
6 Варианты стратегического развития 1. Оставить все без изменений; 2. Стратегии внутреннего роста; 3. Стратегии внешнего роста; 4. Стратегии изъятия вложений; 5. Стратегии выхода на международный рынок. 1. И их комбинации!!!
7 Стратегии внутреннего роста Концентрация – более глубокое внедрение на рынок; Развитие рынка; Разработка товара; Обновление. Лидерство на основе низких издержек; Дифференциация (индивидуализация) продукта; Наилучшая стоимость продукта; Концентрация на узком сегменте рынка: На основе низких издержек; На основе дифференциации.
8 Стратегии внутреннего роста Концентрация – более глубокое внедрение на рынок; Развитие рынка; Разработка товара; Обновление. Пять базовых стратегий Портера Р А Ы З Н М К Е А Р Лидер- ство в затра- тах Диф- ферен- циация Кон- цент- рация Боль- шой Тип 1 Тип 2 Тип 3 Не- боль- шой Тип 3Тип 5 Тип 4 Тип 1 - Лидерство на основе низких издержек; Тип 2 - Наилучшая стоимость продукта; Тип 3 - Дифференциация (индивидуализация) продукта; Тип 4 - Концентрация на узком сегменте рынка на основе низких издержек; Тип 5 - Концентрация на узком сегменте рынка на основе дифференциации.
9 Стратегии внешнего роста Интеграция: Горизонтальная; Вертикальная: Прямая; Обратная. Диверсификация: Концентрическая; Конгломерантная.
10 Упадок или изъятие вложений Экономия; Сдвиг; Изъятия вложений; Ликвидация.
11 Стратегии выхода на международный рынок Экспорт и импорт; Лицензирование; Договор о франшизе; Дочернее предприятие; Совместное предприятие; Оффшорное производство;
12 Слияния и приобретения Слияние – прекращение существования двух или более компаний с создание на основе их активов и обязательств новой компании. Приобретение - прекращение существования двух или более компаний с передачей их активов и обязательств какой- либо существующей компании.
13 Мотивы к слияниям и поглощениям Оборонительные: - Эффект масштаба; - Устранение избыточных мощностей; - Поддержание цены; - Устранение конкуренции; - Достижение роста; - Приобретение управления; - Снижение расходов на управление; - Приобретение преимуществ в патентной, исследовательской и других сферах; - Обеспечение постоянных поставок; - Защита рынков сбыта; - Распределение делового риска; - Уменьшение циклической нестабильности; - Замена вида деятельности, переживающего спад. Наступательные: - Политика агрессивного роста; - Освобождение от активов; - Финансовые возможности; - Личные обстоятельства.
14 Методы сопротивления приобретению Разделение компании – прекращение существования компании с передачей ее активов и обязательств двум или более вновь создаваемым компаниям; Распространение выгодной информации среди акционеров; Контрпредложение; Поиск альтернативного покупателя – «белый рыцарь»; Выкуп компании управляющими; Обращение в антимонопольный комитет; Перекупка собственных акций; Переоценка активов; Продажа или приобретение активов – «продажа сокровищ короны»; Восстановление статуса компании закрытого типа.
15 Стратегии выхода на международный рынок Дочернее предприятие – у головной компании более 50% голосующих акций, приобретаемых путем: - создания предприятия на пустом месте (с нуля); - поглощения. Совместное предприятие – соглашение о владении и управлении зарубежным предприятием двумя или более партнерами примерно в равных долях.
16 Стратегии выхода на международный рынок Лицензирование – соглашение, по которому компания (лицензиат) получает право производить продукт (услугу) разработанные другой компанией (лицензиаром) и защищенные патентом. Франчайзинг – соглашение, по которому одна сторона разрешает другой стороне вести деятельность, используя ее товарный знак, логотип, продукцию, а также методы ведения операций в обмен на вознаграждение.
17 Стратегии выхода на международный рынок Оффшорное производство – одна или несколько стадий производства размещается за рубежом для того, чтобы уменьшить затраты (на оплату труда, транспортировку, сырье и энергию и т.д.). Экспортные и импортные операции – ввоз или вывоз товара (услуги), а не капитала.