Исследовательская работа
Новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Чтобы научиться их добывать, надо овладеть техникой исследовательского поиска. Постепенно, выполняя предложенные задания, ты сможешь освоить основные приёмы проведения собственных исследований. Будь внимательным, обдумывай свои ответы на предложенные вопросы. Можешь взять себе в помощники взрослых. Они помогут тебе освоить приёмы исследовательской работы.
Выбрать тему не сложно, если знаешь, что тебя интересует. Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы:
Не может быть… Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов содержащихся в разных книгах, фильмах и других источниках.
Почему- то не поплыл? Не умеет! !! Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов.
Я вижу будущее!!! Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях.
Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Слово «гипотеза» - происходит от древнегреческого hypothesis – это рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно гипотезы начинаются словами: Почему в ночном небе звёзды светятся? Возможно, там поселилось множество светлячков… ? ? ?... Почему у тигра полоски? Что, если он загорал в тени деревьев... ? ? ?...
Для решения проблемы, по теме твоего исследования, потребуется гипотеза или даже несколько гипотез- предположений. ? ? ?...
Как мы можем узнать что–то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
Подумать самостоятельно; Посмотреть книги о том, что исследуешь; Спросить у других людей; Познакомиться с телефильмами по теме исследования; Посмотреть в глобальной сети Интернет; Понаблюдать; Провести эксперимент.
Задай себе вопросы: 1.Что я знаю об этом? 2.Какие суждения я могу высказать по этому поводу? 1.Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?
Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: кратко, точно, доступно обо всём. Ведь совсем не надо открывать то, что до тебя уже открыто и записано в книгах. Поэтому посети библиотеки. Если справочной литературы оказывается недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты. К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь. Неспециалистами для нас будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает нечто очень важное о том, что ты изучаешь.
Фильмы бывают научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике знаний! Посоветуйся со взрослыми, какие фильмы можно посмотреть. Вспомни, какие известные тебе фильмы могут помочь в сборе информации по теме твоего исследования.
Компьютер – верный помощник современного исследователя. Через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам. С помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников Кроме Интернета, звуковую, графическую и видеоинформацию можно найти на компакт- дисках.
Наблюдение – это доступный способ добычи новых знаний. Для наблюдения человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Подумай, какими приборами ты можешь воспользоваться для проведения наблюдений.
Самый главный метод познания в большинстве наук – это эксперимент (от латинского слова experimentum) – проба, опыт. Провести эксперимент – значит выполнить какие- то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.
1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения. 2.Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события. 3.Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. 4.Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи. Подготовка к защите исследовательской работы.
5.Предложить примеры, сравнения и сопоставления. 6.Сделать выводы и умозаключения. 7.Указать возможные пути дальнейшего изучения. 8.Подготовить текст сообщения. 9.Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты. 10.Приготовиться к ответам на вопросы.
Правила: 1.Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает. 2.Действуя, не бойся совершить ошибку. 3.Будь достаточно смел, чтобы принять решение. 4.Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений. 5.Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу. 6.Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
Настоящий исследователь преодолеет любые преграды на своём пути. Самое главное – ты должен верить, что достигнешь намеченной цели. Стремись к ней, невзирая на трудности. Верь в себя, в то, что ты – настоящий исследователь!