Повышение качества образования через применение методов и технологий проектной и исследовательской деятельности учащихся 1
Учиться нужно, чтобы в настоящей взрослой жизни уметь по - настоящему жить». А зачем знать больше? А зачем поступать в вуз? Чтобы снова учиться? Зачем нужно учиться? 2
В самом процессе учебы заключено то необходимое знание, без которого невозможно выжить в современном мире. Это знание о том, как получать знания. 3
Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи (в различных областях науки) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы. 4
Уровни реализации «исследовательского обучения»: Учитель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти ребенку. Учитель ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск. Высший уровень – постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно. 5
Деятельность ученика: Распознавание и четкое формулирование проблемы. Собирает данные при наблюдении, работает с литературными источниками. Намечает план действий. Формулирует гипотезу с помощью логических рассуждений. Проверка гипотезы. Оформляет результаты деятельности, выбирая адекватную форму представления результатов. 6
Деятельность педагога: Управляет процессом овладения способами получения знаний, не навязывая своего мнения. Управляет развитием умений практически использовать полученные знания и формирует мировоззрение школьников. Обучает приемам подготовки презентации различных типов. Координирует и вдохновляет учащихся в их поисковой деятельности. 7
Последовательность изложения : титульный слайд (название работы, автор(ы), руководитель(и), консультант(ы); цель работы, рабочая гипотеза; теоретическое обоснование актуальности исследования (при необходимости); использованные методы; этапы работы, описание результатов; объяснение результатов; выводы, возможности использования результатов исследования и перспективы дальнейшей работы по данной теме; благодарности; источники информации. 8
Урок алгебры в 9 классе 9
Исследовательская работа по карте. География 6 класс 10
11 Урок физики «Сила трения»
12 Химия 8 класс Исследовательская работа по теме «Получение водорода»
Проект – оригинальная практико- ориентированная работа интегративного, межпредметного и творческого содержания. Понятие проекта 1. Прое́кт (от лат. Projectus - брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата. 2. Проект - замысел, идея, образ, включающие описание, обоснование, расчеты и чертежи. 13
Классификация проектов 14
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения; развивают системное и проектное мышление. 15
Базовые принципы проектной формы организации деятельности школьника: свобода обучающегося; взаимодействие его с группой обучающихся; гибкое распределение учебного времени. 16
Проектное обучение личностно-ориентированно; использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение, дискуссия, командное обучение; самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; позволяет учиться на собственном опыте и опыте других; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда. 17
Метод проектов зародился во второй половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики» (основоположник – Джон Дьюи) проект ПППППП проблема проектирование поиск информации продукт презентация портфолио 18
Проект по географии «Вулкан» 19
Проект в первом классе «Мир чисел» 20
Проект во втором классе «Математика вокруг нас» 21
Проект по краеведению «Кукла» 22
Поект по краеведению «Русская изба» 23
Проект по технологии 24
25 Защита проекта по теме «Расчёт пути и времени движения. Инерция.
26 Использование леготехнологии на уроках информатики
27 Наши победители
Выводы: * проект многогранен, *проект эффективен, *проект перспективен, *проект неисчерпаем. Наряду с положительными моментами этой технологии есть и недостатки. 28
Плюсы технологиии - учит учащихся самостоятельному критическому мышлению; - формирует умение размышлять, опираясь на знания фактов, закономерностей, умение делать обоснованные выводы; - учит принимать самостоятельные аргументированные решения; - развивает речь, - учит работать в сотрудничестве, - направлена на самооценку и саморегуляцию 29
Минусы технологии - не укладывается в рамки одного урока, желательно 2-3 урока, - трудно справедливо оценить роль и работу каждого участника группы 30
Качество обучения по школе 31
Качество обучения 10 класс 32
Количество учащихся с одной тройкой 33
Количество отличников 34
Спасибо за внимание 35