Проблема необходимости обучения школьников естественнонаучным методам познания в процессе их исследовательской деятельности на основе межпредметных связей аспирант МПГУ, учитель биологии гимназии 1530 « Школа Ломоносова » г. Москвы Беляева Ж. В. научный руководитель – доцент, д. п. н. Н. И. Одинцова
Метод ( от греч. «methodos») – путь исследования, познания. Научные методы познания – это способы получения новых научных знаний об объективной реальности. Естественнонаучные методы познания – это экспериментальные и теоретические методы познания природных процессов и явлений.
Экспериментальные методы Теоретические методы наблюдение измерение сравнение эксперимент моделирование выдвижение гипотезы мысленный эксперимент математическое моделирование идеализация
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года 2. Государственный образовательный стандарт второго поколения 3. Программы « Столичное образование -4» и « Столичное образование -5»
освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук овладение умениями применять полученные знания на практике в повседневной жизни развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления воспитание убежденности в возможности познания законов природы и гражданской позиции при обсуждении экологических проблем.
Естественнонаучная грамотность - способность человека применять основные естественнонаучные методы познания, осваивать и использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов, объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах.
Средний результат российских учащихся по естественнонаучной грамотности составляет 478 баллов ( по странам ОЭСР – 501). С учетом ошибки измерения по данной области занимают места среди 65 стран. В лидирующей группе оказались учащиеся Шанхая ( Китай ) со средним баллом 575, Финляндии – 554 балла, Гонконга ( Китая ) – 547 баллов, Сингапура – 542 балла и Японии – 539 баллов.
1. Слабый уровень сформированности важных умений, необходимых в повседневной жизни : осуществлять поиск информации анализировать процессы проведения исследований составлять прогнозы на основе имеющихся данных интерпретировать научные факты и данные исследований 2. Низкая математическая (38 место ) и читательская грамотность (43 место )
1. Обучение школьников методам научного познания для дальнейшего использования в повседневной жизни 2. На основе исследовательской работы под руководством учителя приобщить школьников к научной деятельности 3. Междисциплинарные связи естественнонаучных дисциплин как со смежными, так и с гуманитарными науками 4. Подход к обучению на основе самостоятельного приобретения знаний учащимися
Противоречие между требованиями к выпускникам школы : - осуществлять поиск информации - выявлять проблему и самостоятельно находить пути ее решения - формулировать гипотезу - ставить цели и задачи работы - планировать свою деятельность и предвидеть ее результаты - проводить эксперимент и интерпретировать его результаты - делать выводы и низким уровнем подготовленности учащихся к этим видам деятельности.
Противоречие между важной ролью исследовательской деятельности школьников, в процессе которой происходит обучение их естественнонаучным методам познания, и преобладанием усвоения готовой информации в современной школе Противоречие между необходимостью использования межпредметных связей при обучении школьников естественнонаучным методам познания и невозможностью в достаточной мере обеспечить этот процесс посредством существующих методик
Школьники смогут овладеть естественнонаучными методами познания, если на уроках физики, химии, биологии и экологии, а также в проектной деятельности учащиеся под руководством учителей будут вовлекаться в исследования проблем из межпредметных областей для решения которых требуется применять теоретические и экспериментальные методы.
Задание « биологам » 1. Приготовьте микропрепарат листа элодеи канадской. 2. Рассмотрите микропрепарат в микроскоп. 3. Найдите хлоропласты в клетках листа элодеи. 4. Ответьте на вопросы : Какого цвета хлоропласты ? Какой формы хлоропласт ? Сколько хлоропластов в одной клетке ? Как они расположены ? 5. Определите увеличение микроскопа. 6. Прочитайте в учебнике о строении и функциях хлоропласта и ответьте на вопросы : Какое вещество придает хлоропласту зеленую окраску ? Какая основная функция хлоропласта ? Как связаны строение и функции хлоропласта ?
Задание « физикам » 1. С помощью спектроскопа получите спектр видимого света, отметьте порядок цветовых полос в спектре. 2. Пробирку со спиртовой вытяжкой хлорофилла расположите рядом со щелью, через которую в прибор проникает свет. 3. Снова рассмотрите спектр видимого света, прошедшего через раствор хлорофилла. Отметьте, каких цветов не стало или почти не стало видно 4. Сделайте вывод, каким цветам спектра соответствуют световые волны, поглощенные хлорофиллом
Задание « экологам » 1. Замерьте концентрацию кислорода в воде, где находится элодея канадская с помощью портативного компьютера «Nova 5000» со специальным датчиком. 2. Приблизьте источник света и снова проведите измерения. 3. Нагрейте колбу на несколько градусов и снова проведите измерения. 4. Добавьте в колбу с элодеей раствор бикарбоната натрия и снова измерьте концентрацию кислорода. 5. Ответьте на следующие вопросы : О чем свидетельствует изменения показаний прибора ? От чего зависит интенсивность фотосинтеза ?
Автор : Соколов Владимир Владимирович Руководители : учитель биологии Беляева Жанна Владимировна учитель физики Васильева Галина Павловна
Спасибо за внимание !