Москва, 2012 Инфозависимость и проблемы социализации пользователей социальных сетей и потребителей электронного информационного продукта. Каменчук О.Н., д.п.н. Директор по коммуникациям ВЦИОМ Заведующая кафедрой Социологии массовых коммуникаций ф-та Международной журналистики, МГИМО (У) МИД России
22 Параметры исследований 1.Внутристрановые исследования в 6 государствах пост-советского пространства: Литва, Казахстан, Молдова, Россия, Узбекистан, Украина. Проведены в гг. по общенациональным репрезентативным выборкам методом опросов (по чел в каждой стране). Компании: Казахстан - Центр социальных и политических исследований «Стратегия» (Алматы); Литва, UAB «Baltijos Tyrimai»/Baltic Surveys (Вильнюс) Молдова, Компания CBS-AXA Ltd (Кишинев) Россия - Всероссийский центр изучения общественного мнения – ВЦИОМ (Москва) Узбекистан – Компания «Эксперт Фикри» (Ташкент) Украина - Компания Research & Branding Group (Киев)
33 2. Результаты исследования Некоммерческого партнерства «Международное исследовательское агентство «Евразийский монитор» Опросы населения в рамках проекта ЕМ обеспечивают: 1)Азербайджан – Международный центр социальных исследований (Баку) 2)Армения - Армянская Ассоциация маркетинга (Ереван) 3)Беларусь - Социологическая Лаборатория «НОВАК» (Минск) 4)Грузия - Институт социальных исследований и анализа (Тбилиси) 5)Казахстан - Институт сравнительных социальных исследований «ЦеССИ-Казахстан», (Астана); Центр социальных и политических исследований «Стратегия» (Алматы); 6)Киргизия - Центр изучения общественного мнения «Эл-Пикир» (Бишкек) 7)Латвия, Компания SKDS (Рига) 8)Литва, UAB «Baltijos Tyrimai»/Baltic Surveys (Вильнюс) 9)Молдова, Компания CBS-AXA Ltd (Кишинев) 10)Россия - Всероссийский центр изучения общественного мнения – ВЦИОМ (Москва) 11)Таджикистан - Центр социально-политических исследований «Коршинос» (Душанбе) 12)Узбекистан – Компания «Эксперт Фикри» (Ташкент) 13)Украина - Компания Research & Branding Group (Киев) 14)Эстония - Компания Saar Poll (Таллинн) Инструментарий опросов и анализ данных: 15) Исследовательская группа ЦИРКОН (Москва) Параметры исследования
44 Основные источники информации жителей пост-советского пространства (по данным Евразийского монитора)
5 Доверие различным видам СМИ (кейсы Молдовы и России)
66 Телевидение – лидер в рейтинге доверия различным видам СМИ (кейс Молдовы)
77 Доверие традиционным СМИ не снижается, Интернету – растёт (Россия) В целом, насколько Вы доверяете следующим средствам массовой информации? (закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции, сумма ответов «вполне доверяю» и «скорее доверяю», % пользователей соответствующего вида СМИ) Опрос ВЦИОМ, апрель 2012 г.
8 Региональные кейсы: интернет как источник информации
99 Портрет пользователей интернетом как источник ом информации: Россия 58% Всего опрошенных 89% 18-24летние 83% Имеющие высокий доход 72% Жители обеих столиц 63% Мужчины
10 Портрет пользователей интернетом как источник ом информации: Молдова 28% Всего опрошенных 58% Имеющие в/о 50% Имеющие высокий экономический статус 41% Городское население
11 Портрет пользователей интернетом как источник ом информации: Казахстан 31% Всего опрошенных 52% Высокодоходные 50% 18-24летние 45% Имеющие в/о
12 Региональные кейсы: «жители сети»
13 Портрет пользователя интернетом: Литва 60% 66% 61% Пользуются всего 96%
14 Портрет пользователя интернетом: Россия 57% 77% 69% 59% Пользователи всего 92%
15 Портрет пользователя интернетом: Украина 47% 74% 62% 52% Пользуются всего 83%
16 Портрет пользователя интернетом: Узбекистан 14% 32% 30% 21% Пользуются всего 32%
17 Мотивация пользования Интернетом как один из социализационных факторов: кейсы Украины и России
18 С какой целью украинцы пользуются Интернетом? (% к опрошенным, несколько ответов)
19 С какой целью россияне пользуются Интернетом? (% к опрошенным, несколько ответов) Для чего Вам необходим доступ к сети Интернет? (закрытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто пользуется интернетом) Для того, чтобы следить за новостями, событиями в мире и стране Для работы/учебы Для пользования электронной почтой, ведения переписки Чтобы слушать музыку, смотреть фильмы, читать книги и пр Чтобы играть Для просмотра сайтов эротического содержания Для общения с другими пользователями в чатах, на форумах и т.д Для поиска друзей, людей близких по интересам Для совершения покупок онлайн* Для получения необходимой информации, расширения кругозора* Другое Затрудняюсь ответить
20 Жители социальных сетей: кейсы Литвы и России
21 Литва: портрет пользователя популярной социальной сетью, зависимость от общения в ней (на примере Facebook)
22 Россия: Количество пользователей социальных сетей растет Количество аккаунтов в социальных сетях у пользователей
23 Какие сети популярны? (Россия) *В 2010 году вопрос задавался : «Перед Вами список социальных сетей. Пользуетесь ли Вы ими и как часто?». Представленные данные отражают % пользователей социальных сетей, которые с той или иной частотой посещают их. В 2012 году вопрос задавался: Какими социальными сетями Вы пользуетесь? (закрытый вопрос)
24 Как изменилась аудитория сети? (Россия) пол образование возраст
25 Социализация 2.0: новые формы построения личных коммуникаций (компаративный кейс Украина-Россия)
26 Общение постепенно переходит в он-лайн
27 Общения становится все больше в он-лайн сфере (Украина)
28 Общения становится все больше в он-лайн сфере (Россия)
29 Жизнь в вымышленном мире и связанные с этим социализационные угрозы
30 Что готовы рассказывать о себе пользователи? (российский кейс) % опрошенных пользователей социальных медиа Февраль 2011
31 Стоит ли доверять пользователям социальных медиа? (российский кейс) 50% пользователей когда-либо говорили неправду о себе в социальных медиа Доверяют ли другим? % опрошенных пользователей социальных медиа Февраль 2011
32 О чем обманывают? (российский кейс) 30% 22% 29% 23% 22% ИмяВнешностьСемейное положение Возраст Хобби % опрошенных пользователей социальных медиа Февраль 2011
33 О чем предпочитают молчать? (российский кейс) 50% 38% 37% 50% ДоходСексуальные отношения Покупки Политические взгляды Религиозные взгляды % опрошенных пользователей интернета Февраль 2011
Спасибо за внимание!