Организация научно- и сследовательск ой деятельност и школьников Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот кто не научился учиться. А. Тоффлер
Задача научиться познавать давно стала составной в системе образовательных учреждений и здесь очень важно создавать условия для развития у учащихся вкуса к исследовательской деятельности и овладению исследовательскими умениями.
Что мы понимаем под исследовательской деятельностью школьников?
Это такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию самостоятельного овладения понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Условно исследовательскую деятельность можно разделить на две составные части: 1) научно-исследовательская - вид деятельности, направленный на получение объективных научных знаний. 2) учебно-исследовательская - деятельность, главная цель которой - образовательный результат. Она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
И сследовательск ая деятельность на уроках Мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнения, обобщение, систематизация, определение понятий) Умение и навыки работы с книгой и другими источниками информации, умения и навыки связанные с культурой письменной и устной речи Специальные умения и навыки в старших классах (доказательство, опровержение, умение видеть противоречия) Уроки истории
На уроках истории работаем с различными источниками информации: текст учебника карты картосхемы, таблицы, иллюстрации, картины, даем их анализ характеристику, сопоставляем, сравниваем. Учимся составлять план. Составляем план текста развиваем такие умения как выделение логических частей и главного, работаем по памяткам характеристики событий, исторических деятелей, работа по образцу, плану или алгоритму помогает анализировать сравнивать учиться самостоятельному мышлению. Учимся приемам рационального чтения, подбирать аргументы, формировать собственную точку зрения, самостоятельно мыслить, делать выводы. Ф ормы учебной деятельности: дискуссии, семинары, лабораторные занятия. С учетом возрастной особенности исследовательская деятельность внедряется поэтапно: 5-7 класс 8-9 класс класс
Уровни научно-исследовательской работы Вид исследовательс кой работы Развивающие цели КонспектСформировать навыки работы с текстом РефератФормировать навыки сбора и обработки материала по теме Исследовательс кая работа Научиться основам научного поиска: на основе источников реконструировать прошлое Научно- исследовательс кая работа Развитие интеллектуальных навыков в овладении методами исследования
Объяснение исторических процессов через определение причинно-следственных связей и закономерностей Авторская реконструкция и интерпретация исторических событий Формирование собственной позиции по проблеме, её аргументация и доказательность Задачи научно-исследовательской работы
Овладение на более высоком уровне приемам и навыкам интеллектуальной деятельности. развитие самообразования. Обретение способности строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, Формирование чувства личной ответственности за полученные результаты Приобретение опыта публичного выступления Помощь в выборе направления дальнейшего обучения Практическое назначение исследовательской деятельности
(10 февраля 2012г.) Огнев Дмитрий берет интервью у Кузнецовой Валентины Николаевны