Актуальные вопросы подготовки специалистов в области стандартизации и метрологии в контексте реформы технического регулирования Проректор по стратегическому развитию ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный технический университет», д.э.н., профессор
Технические регламенты и стандарты являются основными нормативными документами, определяющими требования к различным компонентам технологий, в том числе и в образовании, а уровень соответствия этим требованиям определяется на основе подтверждения соответствия, реализуемого в обязательной или добровольной форме. Слайд 1
Для решения задач Болонского процесса российской высшей школе предстоит обеспечить функционирование: двухуровневой системы высшего профессионального образования; системы зачетных единиц для признания результатов обучения; сопоставимой с требованиями европейского сообщества системы обеспечения качества образовательных учреждений и образовательных программ вузов; внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей. Слайд 2
Уровневая структура высшего профессионального образования, в соответствии с 232-ФЗ Направления ВО, по перечню, утверждаемому Минобрнауки России Общее среднее (полное) образование Годы обучения Бакалавр 4 года Магистр 2 года Специалист 5 лет Специальности по перечню, утверждаемому Правительством РФ Слайд 3
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки включают: 1. Общая характеристика направления. 2. Требования к основным образовательным программам подготовки бакалавра, магистра и специалиста: 2.1. Требования к результатам освоения Требования к структуре программы Требования к условиям реализации. Слайд 4
В качестве ключевых направлений подготовки специалистов в области технического регулирования выступают Система высшего профессионального образования, осуществляющая непосредственную подготовку специалистов в области метрологии, стандартизации и технического регулирования. Система высшего профессионального образования, реализующая подготовку специалистов для различных отраслей, содержащая учебные модули по вопросам метрологии, стандартизации и технического регулирования. Система дополнительного профессионального образования, осуществляющая переподготовку и повышение квалификации специалистов различных отраслей для решения задач, связанных с вопросами метрологии, стандартизации и технического регулирования. Система послевузовского образования, позволяющая в рамках научных исследований соискателей, аспирантов и докторантов, осуществлять повышение научной квалификации специалистов по вопросам метрологии, стандартизации и технического регулирования. Слайд 5
Слайд 6 Подготовка студентов по метрологии, стандартизации и управлению качеством в вузах России
Слайд 7 Подготовка студентов по метрологии, стандартизации и управлению качеством в вузах России
Слайд 8 Подготовка студентов по метрологии, стандартизации и управлению качеством в вузах России
Области профессиональной деятельности бакалавра (стандартизация и метрология ) Слайд 9
Слайд 10 Области профессиональной деятельности магистра (стандартизация и метрология )
Подготовка студентов по метрологии, стандартизации и сертификации в вузах России по другим специальностям Б.3. Профессиональный цикл Зачетные единицы Часы Форма промежуточной аттестации Базовая (общепрофессиональ- ная) часть Метрология, стандартизация и сертификация 4119Зачет ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН подготовки бакалавра по направлению "Машиностроение" Квалификация бакалавр Нормативный срок обучения – 4 года ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2009 г. 538 Слайд 11
Выводы Важнейшим моментом для формирования кадрового резерва специалистов в области метрологии, стандартизации и технического регулирования является постановка вопроса о масштабах подготовки, прежде всего, в системе вузовского обучения. Если для различных отраслей объемы подготовки закладываются и финансируются государством через систему госзаказа (контрольные цифры приема), то подготовка конкретно для сферы метрологии, стандартизации и технического регулирования не ставилась. Слайд 12
Выводы Со стороны бизнеса необходимо предпринять целый ряд шагов для решения задач подготовки специалистов в области метрологии, стандартизации и технического регулирования. Прежде всего, это уточненные требования по метрологии, стандартизации и технического регулирования в профессиональных стандартах как к специалистам по этому направлению, так и по всем направлениям подготовки. Слайд 13
Выводы Необходимо создание базовых вузов по проблеме подготовки специалистов в области метрологии, стандартизации и технического регулирования, возможно, по определенным отраслям производства. Требуется развивать систему повышения квалификации и переподготовки кадров для задач метрологии, стандартизации и технического регулирования в различных отраслях, формировать систему аттестации экспертов. С этой целью целесообразно формирование реестров экспертов, их сертификации с учетом мнения и деятельности структур РСПП. Слайд 14
Выводы Необходимо определить место науки и образования в российской стандартизации. Сегодня необходима комплексная программа подготовки кадров и научного обеспечения стандартизации и технического регулирования в России с совместным государственным и бизнес-финансированием, к которой должны быть привлечены силы российских вузов и научных институтов. Реализация данной программы позволит заложить научную базу как для дальнейшего развития технического регулирования в России, так и подготовить необходимые научные кадры, способные ее реализовать на практике. Слайд 15
С учетом действия Таможенного Союза необходимо синхронизировать действия стран-участниц в образовательной области, прежде всего в кадровом и научном обеспечении Союза, возможно, создать общественную структуру – как своеобразную площадку для разработки и обсуждения путей совместного решения проблемы подготовки кадров для сферы метрологии, стандартизации и обеспечения качества. Слайд 16 Выводы
Спасибо за внимание!