Опорный ДОУ Экологическое образование детей дошкольного возраста Семинар « Экологическая сказка и игровая деятельность детей дошкольного возраста » Январь 2013 г.
Экологическая сказка – литературное произведение, отражающее природные явления, объекты, взаимосвязи и взаимозависимости в фантазийной форме. Формирует экологическое, гуманное отношение к природе. Н. А. Рыжова
Классификация сказок Авторские экологические сказки Народные Э.В. Померанцева 1)о животных, 2) волшебные, 3) авантюрно-новеллистические, 4) бытовые; В.Я. Пропп 1)волшебные, 2) кумулятивные ("цепочная"), 3) о животных, растениях, неживой природе и предметах, 4) бытовые или новеллистические 5) небылицы, 6) докучные сказки.
Методологически подходы В. В. ГербоваН.А. РыжоваА.А. Петрикевич Чтение сказки Чтение и восприятие содержания сказки на основе сопереживания и сочувствия объектам природы Драматизация – основное условие. Вопросы по содержанию сказки Обсуждение текста по вопросам Повторное чтение с установкой на пересказ Задания: экскурсии, художественное творчество, экологические акции, опытно- исследовательская деятельность, игровая деятельность:игровая деятельность: игры с макетами, дидактические игры, народные игры, игры- драматизации. Пересказ (целиком, по частям, по ролям и т.д.) Последующая работа: инсценировки, игры- драматизации, художественное творчество и т.д.
Использование экологической сказки в работе с детьми дошкольного возраста ( программа А. А. Петрикевич « Воспитание гуманного отношения к миру природы »)
Программа А. А. Петрикевич « Воспитание гуманного отношения к миру природы » Цель – формирование гуманного отношения к миру природы
А. А. Петрикевич «Воспитание гуманного отношения к природе строится на триединстве знаний об общевитальных признаках человека, животного и растения (движение, питание, рост, дыхание, чувствительность), эмоциональной эмпатии к живому (эмоциональному «вчувствованию» в состояние объекта (человека, растения, животного) и разнообразной деятельности в природе. Разделы: «Как ты чувствуешь окружающий мир», «Человек – живое существо», «Растения и животные – живые существа» * Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования РБ» Минск 2007.
Этапы 1. Сопереживание живому 2. Сочувствие живому 3. Формирование навыков природоохранной деятельности на основе глубинного понимания и эмпатии к живому по аналогии с человеком
Экологическая сказка Экологическая сказка
«Сова» «Хвосты» «Чьи это ноги?», «Хитрый Лис и умная Уточка» «Как муравьишка домой спешил» «Чей нос лучше?»
minsibir.php
« Сорока » « Мышка » « Козёл » « Ёж » « Лиса » « Заяц » « Кот Васька » « Сова и кот » « Грибы » « Муравей » Сайт : hobbitaniya.ru
« Откуда у кита такая глотка » « Откуда у верблюда горб » « Откуда у носорога шкура » « Как леопард стал пятнистым » « Слоненок » « Приключения старого кенгуру » « Как появились броненосцы » Сайт : hobbitaniya.ru
« Как медведя переворачивали » « Синичка необыкновенная » « Вороний сигнал » « Лесные шорохи » « Бюро лесных услуг » « Песенки подо льдом » « Еловая каша » « Домашняя бабочка » « Лесные шорохи » « Заячий хоровод » « Весенние ручьи » « Вежливая галка » « Овсянкины советы » « Медведь и Солнце » Сайт : royallib.ru
« Как огонь воду замуж взял » « Мать - мачеха » « Про торопливую куницу и терпеливую синицу » « Удочерённая яблонька » « Шумливое море » « Некрасивая елка » « Раки » « Птичьи домики » « Толковая муха » Сайт : peskarlib.ru
« Ветер и солнце » « Жалобы зайки » « Не ладно скроен, да крепко сшит » « Петух да собака » « Плутишка кот » « Бишка » « Мышки » « Козёл » « Лиса и гуси » « Петушок с семьёй » « Коровка » « Ворона и рак »
« Жила - была река » « Чей дом лучше » « О чём шептались камешки » « Как медведь дом потерял » « История одного пруда » « травинка – путешественница »