Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии Учитель биологии МОУСОШ 2 г. Волжска Республики Марий Эл Яковлева Н.А.
Причины, определяющие необходимость использования здоровьесберегающих технологий взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений. современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая.
Элементы учебного процесса, оказывающие отрицательные воздействия на здоровье детей большое количество предметов в расписании (по пять-семь предметов ежедневно) большой объем и сложность учебного материала неадекватные методы обучения (традиционная жесткая схема урока - ежедневное повторение одних и тех же этапов в одном и том же порядке) стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок (их приоритет в классе).
Анализ урока с позиций здоровьесбережения Критерии здоровьесбережения : Обстановка и гигиенические условия в классе Количество видов учебной деятельности (Норма – 4-7 видов за урок) Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности (Ориентировочная норма – 7-10 минут) Количество видов преподавания Чередование видов преподавания (Не позже, чем через 5-10 минут)
Наличие и место методов, способствующих активизации (Метод свободного выбора, методы, направленные на самопознание и развитие. Место и длительность применения ТСО (В соответствии с СанПиН) Поза учащегося, чередование позы Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления (Физкультминутки, динамические паузы) Напоминание на уроке о ЗОЖ Наличие мотивации деятельности учащихся Психологический климат на уроке
Эмоциональные разрядки на уроке Плотность урока (Количество времени, затраченное школьником на работу: от 60% (не менее!) до 75% (не более!). Момент наступления утомления и снижения учебной активности (При правильно организованном уроке не ранее, чем: 1 класс – на минуте; начальная школа – минута; средняя и старшая школа – 40 минута; ККО – 30 минута) Темп окончания урока
Планирование урока 1. Правильная организация урока. - учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. - формировать у ученика интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать вопрос. Это является показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему, хорошего уровня его работоспособности. 2. Использование каналов восприятия (левополушарные, правополушарные, равнополушарные люди, аудиалы, визуалы, кинестетики). 3. Учет зоны работоспособности учащихся.
Тематика уроков с элементами здоровьесбережения 5 класс: раздел «Человек. Его здоровье и безопасность жизни» 6 класс: темы «Грибы», «Бактерии» 7 класс: знакомство с паразитическими животными 8 класса: курс «Основы анатомии, физиологии, психологии и гигиены» 9-11 классы: темы «Биологические катализаторы», «Метаболизм», «Онтогенез», «Генетика человека», «Селекция», «Основы экологии»
Спасибо за внимание