ПРИНЦИПЫ, ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся
Цель воспитания и социализации социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи направлены на формирование: личностной культуры социальной культуры семейной культуры
Основные направления духовно –нравственного развития и воспитания обучающихся
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
воспитание социальной ответственности и компетентности
воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры эстетическое воспитание
Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся
- Принцип ориентации на идеал - Аксиологический принцип - Принцип следования нравственному примеру - Принцип диалогического общения со значимыми другими - Принцип идентификации - Принцип полисубъектности воспитания и социализации - Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем - Принцип системно-деятельностной организации воспитания
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
учебная деятельность внеурочная деятельность внешкольная деятельность социально-значимая деятельность
Социализация обучающихся
Организационно- педагогический этап ведущий субъект педагогический коллектив школы
Этап социализации обучающихся
Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся
-Ролевые игры -Педагогическая поддержка в ходе познавательной деятельности -Педагогическая поддержка средствами общественной деятельности -Педагогическая поддержка средствами трудовой деятельности
Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни
МОДУЛЬ 1 комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся: - способность составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряжённости разных видов деятельности; -выбирать оптимальный режим дня с учётом учебных и внеучебных нагрузок; умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; -знание и умение эффективного использования индивидуальных особенностей работоспособности; - знание основ профилактики переутомления и перенапряжения
МОДУЛЬ 2 комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся -представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов; - представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов; - потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой; - умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом; -для реализации этого модуля необходима интеграция с курсом физической культуры.
МОДУЛЬ 3 комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся -навыки оценки собственного функционального состояния (напряжения, утомления, переутомления) по субъективным показателям (пульс, дыхание, состояние кожных покровов) с учётом собственных индивидуальных особенностей; -навыки работы в условиях стрессовых ситуаций; - владение элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения; - навыки самоконтроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях; - представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, факторах, их вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний; - навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни; - навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением
МОДУЛЬ 4 комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся - представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; -знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; -готовность соблюдать правила рационального питания; - знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; -представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа; - интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа; -чувство уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов.
МОДУЛЬ 5 комплекс мероприятий, позволяющих провести профилактику разного рода зависимостей -развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; -расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила; -формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих; - формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха; - включение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности; -ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга; -формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима; -развитие способности контролировать время, проведённое за компьютером.
МОДУЛЬ 6 комплекс мероприятий, позволяющих овладеть основами позитивного коммуникативного общения - развитие коммуникативных навыков подростков, умений эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях; - развитие умения бесконфликтного решения спорных вопросов; - формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей.
Мониторинг эффективности процесса воспитания и социализации
Основные принципы организации мониторинга принцип системности принцип личностно-социально- деятельностного подхода принцип объективности принцип детерминизма (причинной обусловленности принцип признания безусловного уважения прав
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся - Тестирование (метод тестов - Опрос. Виды опроса: анкетирование интервью беседа - Психолого-педагогическое наблюдение
СПАСИБО!