ЭМОЦИОНАЛЬНО- ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ АДАПТИРОВАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ КОСТАЛЕС ЗАВГОРОДНЯЯ Анна Изабель Специальность: – общая психология, психология личности, история психологии Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Михайлова Ольга Борисовна
Цель исследования – выявление эмоционально–личностных факторов адаптированности иностранных студентов с разными стратегиями адаптации. Объект исследования – адаптированность личности. Предмет исследования – эмоционально– личностные факторы адаптированности иностранных студентов.
Гипотезы исследования состоят в предположениях о том, что: особенности адаптированности иностранных студентов проявляются в формировании различных стратегий адаптации; эмоциональные характеристики адаптированности студентов в различных стратегиях адаптации будут иметь значимые различия; существуют особенности и значимые различия в личностных факторах адаптированности у студентов с разными стратегиями адаптации; в каждой стратегии адаптации выражена специфика проявления эмоционально–личностных факторов адаптированности иностранных студентов.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутых гипотез в исследовании были определены следующие задачи: 1. Обобщить научные подходы к исследованиям адаптации, адаптивности и адаптированности личности в инокультурной среде. 2. Обосновать эмоциональные и личностные характеристики адаптированности личности к инокультурной среде. 3. Эмпирически определить группы иностранных студентов с различными стратегиями адаптации. 4. Выявить общее и специфическое в проявлениях эмоциональных и личностных факторов адаптированности личности в группах студентов с различными стратегиями адаптации. 5. Обобщить особенности проявления эмоционально – личностных характеристик адаптированности иностранных студентов в группах с различными стратегиями адаптации. 6. Определить основные направления и разработать рекомендации по коррекции эмоционально – личностных особенностей адаптированности иностранных студентов с различными стратегиями адаптации.
Методы и методики исследования. В работе использовались методы теоретико-методологического и логического анализа, анкетирование и тестирование. С целью выявления эмоционально–личностных факторов адаптированности иностранных студентов, проявляющихся в различных стратегиях адаптации, применялись следующие методики: Тест «Адаптация личности к новой социокультурной среде»; «Культурно-ценностный дифференциал» (воспринимаемая испытуемыми дистанция между собственной и инокультурной средой); «Шкала тревожности»; Тест «Самооценка форм агрессивного поведения»; «Экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности»; «Диагностика цветопредпочтением»; «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний»; Авторская анкета «Диагностика психосоматических симптомов у мигрантов»; Опросник «Уровень субъективного контроля»; Опросник «Шкала базовых убеждений личности».
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 200 иностранных студентов из различных регионов мира (СНГ, Латинская Америка, Ближний Восток, Азия, Африка), обучающихся на разных факультетах Российского университета дружбы народов, из них: 94 юноши и 106 девушек, в возрасте от 18 до 26 лет, время проживания в Москве от 1 года до 3 лет.
Теоретическая модель адаптированности личности Адаптация личности в социокультурном пространстве Внешние детерминанты (экология, экономика, социум и культура) Внутренние детерминанты (психофизиологические и личностные особенности индивида) Адаптивность как комплекс свойств и качеств личности Личностные факторы Стратегии адаптации Эмоциональные факторы Психосоматические, поведенческие и другие факторы Адаптированность как промежуточный результат Адаптационный потенциал
Стратегии адаптации иностранных студентов.
Региональный состав студентов с разными стратегиями адаптации «Приспособление»«Слияние»«Отчуждение» Регион % % % СНГ40СНГ18,75СНГ17,9 Латинская Америка20 Латинская Америка15,625 Латинская Америка10,7 Азия 12,5 Азия 31,25 Азия 14,3 Африка5 6,25Африка21,4 Ближний Восток17,5Ближний Восток12,5 Ближний Восток14,3 Европа5 15,625Европа21,4
Стратегии адаптации «Приспособление» Удовлетворенность – средняя Интерактивность – высокая Конформность – высокая Депрессивность – средняя Ностальгия – высокая Отчужденность - средняя «Слияние» Удовлетворенность – высокая Интерактивность – средняя Конформность – средняя Депрессивность – низкая Ностальгия – средняя Отчужденность - низкая «Отчуждение» Удовлетворенность – низкая Интерактивность – низкая Конформность – низкая Депрессивность – средняя Ностальгия – высокая Отчужденность - высокая Эмоциональные факторы: Учебная тревога – низкая Межличностная тревога – средняя Обидчивость – средняя Вербальная агрессия – высокая Энергетическая установка организма - установка на оптимизацию расходования сил Эмоциональные факторы: Учебная тревога - средняя Негативизм – высокий Обидчивость – средняя Социальная фрустрация - высокая Эмоциональные факторы: Учебная тревога - высокая Межличностная тревога – высокая Негативизм – средний Обидчивость – средняя Вербальная агрессия – средняя Социальная фрустрация – средняя Энергетическая установка - оптимальная. Мобилизация физических и психических ресурсов организма Личностные факторы: Позитивные убеждения по шкалам: «Благосклонность мира», «Доброта людей», «Контролируемость мира», «Степень самоконтроля» и «Степень удачи, или везения» Личностные факторы: Экстернальность локуса контроля в сфере семейных отношений. Позитивные убеждения по шкалам: «Благосклонность мира», «Степень удачи, или везения» Личностные факторы: Интернальность локуса контроля в сфере семейных отношений. Негативные убеждения по шкалам: «Благосклонность мира», «Доброта людей», «Контролируемость мира», «Степень самоконтроля», «Степень удачи или везения»
Подгруппы с различным уровнем риска для психического и физического здоровья Группа со стратегий адаптации Высокий риск - нуждаются в срочной психологическо й помощи (%) Средний риск - нуждаются в психологической профилактической работе (%) Низкий риск (%) «Приспособление» «Слияние» «Отчуждение»29*2546- Примечание: * – студенты этой подгруппы имею критический уровень показателей психического и физического здоровья.
В результате проведения факторного анализа были выделены факторы: 1.«Безопасность общества», 2. «Тревожность», 3.«Самооценка», 4. «Взаимоотношения с обществом», 5.«Неуверенность» и 6. «Агрессивность»
Разработаны и составлены рекомендации по основным направлениям психокоррекционной работы для групп иностранных студентов с различными стратегиями адаптации. В группе студентов со стратегией «Приспособление» основная работа должна быть направлена на развитие навыков саморегуляции эмоциональных факторов адаптированности; При организации коррекционной работы в группе студентов со стратегией «Слияние» нужно сосредоточиться на развитии личностных факторов адаптированности; В группе студентов со стратегией «Отчуждение» внимание должно быть направлено главным образом на развитие навыков саморегуляции эмоциональных факторов адаптированности и на работу с психосоматическими симптомами.
Спасибо за внимание!