Образы войны в музыке Д.Д. Шостаковича
Дмитрий Дмитриевич Шостакович ( ) выдающийся советский композитор, пианист, дирижёр, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР (1954), Герой социалистического труда (1966). композитор пианистдирижёр педагогНародный артист СССРГерой социалистического труда
Родился 25 сентября 1906 года в Петербурге. Дмитрий Шостакович был средним из трёх детей в семье. Его старшая сестра, Мария ( ), стала впоследствии пианисткой, младшая, Зоя ( ), ветеринаром.ветеринаром В 1915 году Шостакович поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской, и к этому же времени относятся его первые серьёзные музыкальные впечатления: после посещения представления оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» юный Шостакович заявил о своём желании серьёзно заняться музыкой1915 году Н. А. Римского-Корсакова«Сказка о царе Салтане»
Шостакович начал сочинять с 9 лет. В 1919 поступил в Петроградскую консерваторию, где его педагогами были по классу фортепиано А. Розанова и Л. В. Николаев (окончил в 1923) и по классу композиции М. О. Штейнберг (окончил в 1925). Ранние произведения Шостаковича «Фантастические танцы» и другие пьесы для фортепиано, скерцо для оркестра, «Две басни Крылова» для голоса с оркестром и др. отмечены влиянием школы Н. А. Римского-Корсакова.
Первым по-настоящему оригинальным произведением Шостаковича стала его дипломная работа симфония 1; после ее премьеры (Ленинград, 1926) критика заговорила о Шостаковиче как о художнике, способном восполнить пустоту, образовавшуюся в русской музыке вследствие эмиграции С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева.
Основные произведения : В 15 симфониях ( ), фортепианном трио (1944), ряде струнных квартетов и других сочинениях современными средствами инструментальной музыки воплощен сложный духовный мир художника-гуманиста 20 века: протест личности против тирании, переживание неотвратимости смерти, просветленная лирика. Опера «Нос» (1928), «Катерина Измайлова» (2-я редакция, 1956), балет «Золотой век» (1930), «Болт» (1931), оперетта «Москва, Черемушки» (1959), вокально- симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» (1964), 10 поэм для хора без сопровождения на стихи русских поэтов (1951), камерные произведения (15 струнных квартетов, фортепианный квинтет, 24 прелюдии и фуги для фортепиано), музыка к спектаклям, кинофильмам. Профессор Ленинградской (с 1939), Московской (с 1943) консерваторий.
Годы между 1937 и 1941 выдались для Шостаковича сравнительно безоблачными, что сказалось на эмоциональном строе партитур этого периода (струнный квартет 1, симфония 6, квинтет для фортепиано и струнных). На фашистское нашествие Шостакович откликнулся симфонией 7 (1941), посвященной городу Ленинграду и получившей всемирное признание как символ борьбы с фашизмом.
Симфония была впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года, а 29 марта 1942 года в Колонном зале московского Дома Союзов. 9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Организатором и дирижером выступил дирижер Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей.Куйбышевского театра оперы и балета5 марта1942 года29 марта1942 годаДома Союзов9 августа1942блокадном ЛенинградеБольшого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитетаКарл Элиасберг
Пятидесятые годы начались для Шостаковича очень важной работой. Участвуя в качестве члена жюри на Конкурсе имени Баха в Лейпциге осенью 1950 года, композитор был настолько вдохновлён атмосферой города и музыкой его великого жителя И. С. Баха, что по приезде в Москву приступил к сочинению 24 Прелюдий и Фуг для фортепиано, произведения, отдающего дань уважения великому композитору и его «Хорошо темперированному клавиру». В 1954 году пишет «Праздничную увертюру» к открытию ВСХВ и получает звание Народного артиста СССР.КонкурсеЛейпциге1950 годаИ. С. Баха 24 Прелюдий и Фуг «Хорошо темперированному клавиру»1954 годуВСХВНародного артиста СССР После отстранения от власти Н. С. Хрущёва, с началом эпохи политического застоя в СССР тон произведений Шостаковича вновь приобретает сумрачный характер. Его квартеты 11 (1966) и 12 (1968), Второй виолончельный (1966) и Второй скрипичный (1967) концерты, Скрипичная соната (1968), вокальный цикл на слова А. А. Блока, проникнуты тревогой, болью и неизбывной тоской. В Четырнадцатой Симфонии (1969) снова «вокальной», но на сей раз камерной, для двух певцов-солистов и оркестра, состоящего из одних струнных и ударных Шостакович использует стихи Г. Аполлинера, Р. М. Рильке, В. К. Кюхельбекера и Ф. Гарсиа Лорки, которые связаны одной темой смертью (в них повествуется о несправедливой, ранней или насильственной смерти).Н. С. Хрущёваэпохи политического застоя в СССР А. А. Блока Четырнадцатой Симфонии1969камернойГ. Аполлинера Р. М. РилькеВ. К. КюхельбекераФ. Гарсиа Лорки В 1970-е годы композитором созданы вокальные циклы на стихи М. И. Цветаевой и Микеланджело, 13- й ( ), 14-й (1973) и 15-й (1974) струнные квартеты и Симфония 15, сочинение, отличающееся настроением задумчивости, ностальгии, воспоминаний.М. И. ЦветаевойМикеланджело Симфония 15
В последние несколько лет своей жизни композитор сильно болел, страдая от рака лёгких. Дмитрий Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 года и был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище (участок 2).рака лёгких9 августа1975 годаНоводевичьем кладбище
Презентацию по музыке выполнил ученик 7 «А» класса МБОУ «СОШ 1» Капустин Иван руководитель Шеламова Людмила Викторовна учитель музыки МБОУ «СОШ 1» г Белева Тульской области.
В презентации использованы материалы сайта :