Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад компенсирующего вида 32 «Песенка» Проект: «Дидактическая игра как средство развития внимания у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья по зрению»
Цель проекта: развитие основных свойств внимания у старших дошкольников с нарушением зрения посредством дидактических игр. Ведущая педагогическая идея: инновационные методы психологической подготовки детей к обучению в школе на основе дидактических игр по развитию внимания. Новизна: разработка и внедрение специальной серии дидактических игр по развитию основных свойств внимания; непрерывность в реализации программы коррекции внимания на протяжении определённого периода времени.
Актуальность проекта обусловлена: Недостаточным развитием основных свойств внимания у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья по зрению, чтопроявляется в слабой регуляции поведения и деятельности, в результате чего дети к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня психологической готовности к обучению. Недостаточным развитием основных свойств внимания у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья по зрению, что проявляется в слабой регуляции поведения и деятельности, в результате чего дети к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня психологической готовности к обучению. Необходимостью разработки серии специальных дидактических игр, которая поможет более эффективно развивать внимание у детей с нарушением зрения. Необходимостью разработки серии специальных дидактических игр, которая поможет более эффективно развивать внимание у детей с нарушением зрения.
Этапы: I Подготовительный - Выявить особенности и определить степень сформированности зрительного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по зрению. I Подготовительный - Выявить особенности и определить степень сформированности зрительного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по зрению. II Основной - Разработать и апробировать серию дидактических игр по развитию основных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Организовать условия для включения дидактических игр по развитию внимания в индивидуальные и фронтальные занятия и в свободную игровую деятельность (в детском саду и в семье). II Основной - Разработать и апробировать серию дидактических игр по развитию основных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Организовать условия для включения дидактических игр по развитию внимания в индивидуальные и фронтальные занятия и в свободную игровую деятельность (в детском саду и в семье). III Аналитический – Обосновать эффективность применения данной серии дидактических игр как средства развития основных свойств внимания у детей III Аналитический – Обосновать эффективность применения данной серии дидактических игр как средства развития основных свойств внимания у детей.
Программа коррекции рассчитана на 8 недель. Каждая неделя включает в себя 4 фронтальных и 2 индивидуальных (с каждым ребёнком) занятия. Программа состоит из серии постепенно усложняющихся (с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей) дидактических игр. Усложнение игр происходит за счёт увеличения объёма и нагрузки отдельных элементов заданий, уменьшения времени выполнения. Игры, которые проводились на специально организованных занятиях, ежедневно закреплялись в свободной игровой деятельности детей.
Результаты: Результаты: Использование данной серии дидактических игр даёт положительную динамику в развитии внимания у детей с нарушением зрения. Итоги проведённой диагностики свидетельствуют о том, что уровень развития распределяемости и переключаемости внимания, сосредоточенность на выполняемой работе и устойчивость внимания стали несколько выше, чем до коррекции; количество ошибок, в том числе обусловленных малым объёмом внимания, уменьшилось. Наметились положительные тенденции в формировании произвольности зрительного внимания. Следовательно, данная серия дидактических игр по развитию основных свойств внимания доказала свою эффективность. Использование данной серии дидактических игр даёт положительную динамику в развитии внимания у детей с нарушением зрения. Итоги проведённой диагностики свидетельствуют о том, что уровень развития распределяемости и переключаемости внимания, сосредоточенность на выполняемой работе и устойчивость внимания стали несколько выше, чем до коррекции; количество ошибок, в том числе обусловленных малым объёмом внимания, уменьшилось. Наметились положительные тенденции в формировании произвольности зрительного внимания. Следовательно, данная серия дидактических игр по развитию основных свойств внимания доказала свою эффективность.
Дидактическая игра на развитие устойчивости зрительного внимания «Выложи по контуру»
Игра на развитие произвольности зрительного внимания «Выложи палочки по образцу»
Игровой семинар - практикум для родителей
Оформление фотостендов