Презентация развивающего занятия по программе «Учимся мыслить логично» 4 класс Выполнила: педагог – психолог МБОУ НОШ 3 города Балея Вагина Юлия Дмитриевна.
Тема занятия: «Классификация предметов и явлений»
Существенные признаки – это важные признаки, без которых предмет существовать не может. Пример, карандаш Существенный признак: наличие грифеля и корпуса Несущественные признаки могут изменяться. Несущественный признак: цвет, длина, материал
1 команда Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)
2 команда Сад (деревья, садовник, собака, забор, земля) Аптека (здание, шкафы, покупатели, лекарства, больные) Лев (цирк, уши, сено, надсмотрщик, глаза) Лес (звери, сосны, деревья, грибы, небо)
3 команда Часы (время, браслет, календарь, циферблат) Дерево (листья, дупло, плоды, корень) Письмо (марки, конверт, почта, текст) Тетрадь (письмо, обложка, листы, урок)
Классификация – деление (разбиение) на группы (классы).
1 пример: дома делятся на одноэтажные и многоэтажные 2 пример: дома делятся на кирпичные и многоэтажные.
Основное правило классификации: делить на классы нужно по одному признаку.
- звуки делятся на гласные и согласные; - животные делятся на домашних и динозавров; - грибы делятся на съедобные и несъедобные; - числа делятся на чётные и нечётные; - растения делятся на деревья и кустарники; - части слова делятся на приставку и окончание
Растения СУММА ВСЕХ КЛАССОВ ДОЛЖНА БЫТЬ РАВНА ВСЕМУ ОБЪЁМУ ПОНЯТИЯ ДЕРЕВЬЯ КУСТАРНИКИ И Т.Д… ИЛИ И ДР. И Т.П.
Части слова недостаточное и достаточное деление на классы
2 правило классификации: при делении нужно указывать все классы или добавлять слова «и т.д.», «и др.», «и т.п.».
Проводить классификацию можно по разным основаниям… Категориальное объединение - фрукты, деревья, животные…
Пространственное объединение: - существуют в дикой природе (растения, животные), - имеют специальное помещение (транспорт, животные…)
Функциональное объединение : - предметы потребления (растения, транспорт) - живые существа, поддерживающие равновесие в природе (животные, растения) - предметы использования человека
Аналитическое объединение: - могут быть определённого цвета; - могут иметь определённую форму; - могут иметь определённый размер…
ВЫВОД: Классифицировать – значит находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы или классы. При делении нужно указывать все классы или добавлять слова «и т.д.», «и т.п.».
Этюд «Солнечный зайчик»
Приведите примеры классификаций на уроках: 1 группа – русского языка; 2 группа – окружающего мира; 3 группа – математики…
Упражнение «Четвертый лишний» Задание: Выделите лишнее слово, объясните свой выбор Клен, рябина, ель, подснежник. Береза, дуб, шиповник, тополь. Яблоня, смородина, черемуха, берёза. Осина, липа, дуб, ель
1 ГРУППА Дедушка, учитель, папа, мама Иней, пыль, дождь, роса Молоко, сливки, сыр, хлеб Минута, секунда, час, вечер Василий, Федор, Семен, Иванов. Дождь, снег, осадки, иней, град
2 ГРУППА Молоток, топор, метла, отвёртка Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, роза. Река, озеро, море, мост, болото. Стеклянный, деревянный, лёгкий, железный, пластмассовый Пословица, поговорка, басня, сказка, былина Треугольник, отрезок, квадрат, круг, прямоугольник
3 ГРУППА З апятая, точка, двоеточие, союз, тире Холодный, горячий, теплый, кислый, ледяной Роза, тюльпан, нарцисс, цветок, гладиолус Справедливость, доброта, искренность, зависть, честность Карась, окунь, рыба, щука Столяр, шофёр, читатель, учитель
Закончи предложение: - На уроке я узнал (а)... Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение, как у тебя.
Спасибо за внимание!!!