Презентация Авторской рабочей программы преподавателя – организатора ОБЖ МБОУ гимназии 11 г. Ельца Кузнецова Василия Александровича по Основам безопасности жизнедеятельности
Участвуя во Всероссийском вебенаре 19 апреля 2012года,директор издательства «Дрофа» А.Ф.Киселев объявил, какие новые темы и разделы будут внесены в учебники и программы ОБЖ согласно требованиям новых образовательных стандартов. В основном главный упор был сделан на раздел связанный с экологией и угрозой терроризма в обществе. Согласно данным рекомендациям темы были внесены в программу с 5 по 10 класс. - 5 класс - Правила безопасного поведения при террористических актах, обнаружении незнакомых предметах и взрывчатых веществ. Если террористы захватили ваш транспорт. Правила поведения при захвате террористами заложников на опасных объектах. - 8 класс - Как себя вести при захвате транспорта террористами. -Экология и безопасность. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Правила безопасного поведения при неблагополучной экологической обстановки класс -Правила поведения при совершении террористического акта, захвате заложников, поведение на митингах и во время шествий.
Авторская учебная рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-11 классов преподавателя-организатора ОБЖ МБОУ гимназии 11 Кузнецова В.А. разработана в соответствии с требованиями новых Государственных образовательных стандартов для среднего (полного) общего образования и предназначена для реализации Государственных требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы. При ее разработке использованы материалы Примерной программы курса ОБЖ, учебники и методические рекомендации по ОБЖ (авторы: А.Т.Смирнов; В.Н.Латчук; М.П.Фролов под редакцией Ю.Л.Воробьева) для 5-11классов. Основная цель программы основана на применении новых учебных программ и методов обучения с использованием компьютерных технологий и интенсивных методов обучения – это получение основных теоретических и практических знаний учащимися по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», разделам «Основы военной службы»; «Основы медицинских знаний» в классах.
С этой целью на уроках ОБЖ рекомендуется использовать материалы Интернет-ресурсов, электронные носители, мультимедийную информацию, технические средства. Преподавателем- организатором Кузнецовым В.А. созданы электронные носители по темам и разделам ОБЖ для 5-11 классов, которые были взяты из Интернет-ресурсов и используются во время изучения тем. ТАК в 5 классах используются видеоматериалы мультфильмов «Спасик и его друзья» – 4 выпуска, «Смешарики. Правила поведения на дороге. Закаляем организм. Правила поведения на улице и дома» и т.д. Для 8 классов используются видеоматериалы подготовленные МЧС РФ: «Департамент Гражданской защиты МЧС представляет» - комплект видеоматериалов по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. И т.д. Все это вместе взятое позволяет более качественно подготавливать обучаемых по предмету ОБЖ. Свидетельством тому может служить постоянные победы учащихся на муниципальном и региональном уровне проведения олимпиад по ОБЖ.
Помимо общедидактических принципов (наглядности, доступности, сознательности и т.д.) наиболее эффективным является модульный принцип построения содержания курса ОБЖ в 5-11 классах, который позволяет: -повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и подготовка к военной службе с учетом особенностей обучаемых, их возрастных особенностей, уровня их подготовки по другим предметам. -регулировать информационную и воспитательную нагрузку по конкретным темам, усиливая или ослабляя в зависимости от потребностей. -обеспечить межпредметные связи и элементы содержания курса ОБЖ в других предметах (ЧС природного характера - география; Радиация-физика; Химическая безопасность-химия и т.д.). -обеспечить преемственность обучения вопросам безопасности в основной и средней (полной), школе, постепенно наращивая информационные и воспитательные нагрузки. -в средней школе особое внимание уделяется рассмотрению таких вопросов как борьба с терроризмом, меры противодействия терроризму, применение Вооруженных Сил в борьбе с терроризмом, готовность к выполнению конституционного долга. -эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета и привязку его к конкретным темам.
В связи с тем, что срок службы в Вооруженных Силах России уменьшился на 1 год, возникает необходимость готовить учащихся по «Основам военной службы» более качественно, обучать больше практике, чем теории, с тем, чтобы юноши приходили в армию подготовленными и сроки прохождения курса молодого бойца были сведены к минимуму. Поэтому рекомендуется увеличить количество часов на практическую подготовку, уменьшив тем самым теоритическую часть программы курса ОБЖ в 5-11классах, интегрировать раздел «Основы здорового образа жизни» в предметы: биология, физическая культура, технология и т.д. За счет интегрирования предлагается ввести с 5 по 9 классы раздел - МОДУЛЬ 3 - Основы военной службы (практические занятия) - Раздел - «Основы туризма. В 10 классах, при изучении ОБЖ( 2часа в неделю), рекомендуется сократить – 8часов теоритической части раздела « Виды Вооруженные Силы Российской Федерации» и заменить их (8часов) практическими занятиями по строевой, Уставу гарнизонной и караульной службы, медицинской подготовке и туризму ( - проводить темы:- Виды Вооруженных Сил РФ и рода войск – 4часа(объединив темы, вместо 7часов) - Здоровый образ жизни и его составляющие – 4часа, интегрировать для изучения по биологии, физической культуры). В 11 классах - сократить теоритический раздел «Основы обороны государства» - 5часов и заменить на практическую подготовку по строевому уставу, Уставу гарнизонной и караульной службы, медицинской подготовке, туризму.(при проведении занятий 1 час в неделю).
Это позволят учащимся приобрести твердые практические навыки по «Основам военной службы и обеспечения военной безопасности государства», «Основам медицинских знаний», «Гражданской Обороне». Подготовит их к прохождению службы в армии, привлечет учащихся в спортивные, военно - патриотические и туристические кружки, секции. Научит грамотно действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, оказывать медицинскую помощь себе и товарищам.