« Окна РОСТА » Выполнил ученик 11 в класса МБОУ СОШ 6 г. Ноябрьска Мыца Денис Руководитель : учитель русского языка и литературы Круглая Наталья Васильевна Владимир Владимирович Маяковский
Содержание Фотографии Маяковского Фотографии Маяковского Плакаты Маяковского Плакаты Маяковского Начало работы в РОСТА Начало работы в РОСТА Отношение к РОСТА Отношение к РОСТА Будни РОСТА Будни РОСТА Влияние на творчество Влияние на творчество Отношение к « окнам » Отношение к « окнам »
Фотографии Маяковского
Что такое « Окна РОСТА » « Окна » представляли собой плакаты, с помощью рисунков и подписей извещавшие о каком - нибудь злободневном событии. Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов молодой Советской республики. Они вывешивались в пустующих окнах магазинов, отчего произошло и название. Возникли как самобытный вид агитационно - массового искусства в период Гражданской войны и военной интервенции РОСТА - Российское телеграфное агентство, где создавались « окна ».
Плакаты Маяковского
Начало работы в РОСТА « Моя работа в РОСТА началась так. Я увидел на углу Кузнецкого и Петровки, где теперь Моссельпром, первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву РОСТА, тов. Керженцеву, который свел меня с М. М. Черемных, одним из лучших работников этого дела. Второе окно мы делали вместе ». В. В. Маяковский
Отношение к РОСТА Маяковский был по отношению к коллективу РОСТА литературным и политическим руководителем. В ведении Маяковского целиком находилась литературно - тематическая часть « Окон Роста ». Следовательно, от него зависела работа всего коллектива по существу, по содержанию. Выбор темы и ее выражение в слове это была задача не только литературная, но и политическая. Решение этой задачи требовало большого политического чутья, умения разбираться в сложных вопросах, а также чувства ответственности.
Примеры лозунгов Убирайте комнату, чтоб она блестела. В чистой комнате - чистое тело. Курить - бросим. Яд в папиросе. Не пейте спиртных напитков. Пьющему - яд, окружающим - пытка. Опытные рабочие, не издевайтесь над молодыми. Молодого рабочего обучим и подымем. Антисемиту не место у нас - все должны работой сравняться. У нас один рабочий класс и нет никаких наций.
Будни РОСТА В 1919 красок почти не было, работать приходилось в холодной мастерской, спать урывками, часто здесь же, в рабочей комнате. Однажды Маяковский положил под голову полено, чтобы не проспать слишком долго. В этой работе, как и во всем, чем он занимался, проявилось его отношение к людям : соединение чуткости и требовательности. Он мог сказать художнику, задержавшему выполнение работы : « Вам, Нюренберг, разумеется, разрешается болеть... Вы могли даже умереть это ваше личное дело. Но плакаты должны были здесь быть к десяти часам утра », и тут же с непреклонным упорством « выбивать по инстанциям » паек для сотрудницы РОСТА Риты Райт...
Влияние на творчество Период работы в РОСТА для Маяковского был переломным. Поставив целью подчинить стих задачам массовой политической агитации, Маяковский напряженно искал новых форм художественной выразительности. Он не отказывался и от найденного другими, если это помогало ему сделать текст более понятным и доходчивым для массового читателя. Поэтому текст, на первый взгляд « непохожий » на стихи Маяковского вообще, для его « ростинских » стихов может оказаться как раз очень характерным и специфичным.
Примеры лозунгов В маленьком стакане, в этом вот, может утонуть огромный завод. Из рабочей гущи выгоним пьющих. В общей работе к дисциплине привыкни. Симулянта разоблачи и выкинь. Не издевайся на заводе над тем, кто слаб, Оберегайте слабого от хулиганских лап. Вызов за вызовом, по заводам лети ! Вступай в соревнование, за коллективом коллектив ! Встают заводы, сильны и стройны. Рабочий океан всколыхнулся низом. Пятилетка - это рост благосостояния страны. Это пять километров по пути в коммунизм.
Влияние на творчество 2 Под влиянием событий революционных лет изменилась тональность стихов Маяковского. Появилась острая потребность говорить со вчера еще « безъязыкой улицей » новым, но обязательно понятным ей языком. Не теряя поэтических достижений предреволюционных лет, Маяковский настойчиво ищет новые формы, новые жанры, новые темы в революционной действительности. Для него работа над агитплакатами РОСТА становится не только его формой участия в революционной борьбе, но и лабораторией, в которой он, по собственному выражению, освобождал стих « от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия ».
Влияние на творчество 3 Как неутомимый « чернорабочий революции », Маяковский широко раздвигал рамки своих поэтических возможностей, шел к простоте своего стиха, своего поэтического образа. Как никто другой из поэтов, его современников, он чувствовал пульс своего времени, энергию устремленности в будущее. Маяковский овладел всеми « ухищрениями », всеми возможностями лаконичной, стремительной поэтической формы.
Отношение к « окнам » Маяковский гордился « Окнами РОСТА ». « Пусть вспоминают лирики стишки, под которые влюблялись, писал он в 1930 году. Мы рады вспомнить и строки, под которые Деникин бежал от Орла » (« Прошу слова »).
Ещё плакаты Маяковского
Конец !