УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения
В примерной программе обозначено целеполагание предметных курсов на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.
Учебный предмет «Русский язык»
Основа содержания русского языка как учебного предмета Стандарты 1 поколения Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, доминирующей идеей курса русского языка является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся Стандарты 2 поколения Реализуется коммуникативно- деятельностный подход, который предполагает предъявление материала не только в знаниевой, но и деятельностной сфере
Коммуникативно-деятельностная направленность курса русского языка Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Примерная программа по русскому (родному) языку для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 661 ч. Вариативная часть программы составляет 74 ч и формируется авторами рабочих программ.
Результаты изучения предмета «Русский (родной) язык» Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности; осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоения грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждении актуальных тем и т.д.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1. Представление об основных функциях русского языка, о роли языка в жизни народа, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2. Понимания места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание его уровней и единиц; 4. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; 5. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; 6. Проведение различных видов анализа текста; 7. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике
Учебный предмет «Литература»
Основа содержания литературы как учебного предмета Стандарты 1 поколения Чтение и текстуальное изучение художественных произведений Стандарты 2 поколения Литература – источник обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков
Коммуникативно-деятельностная направленность курса литературы Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ ЗАДАЧ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - УМЕНИЕ ПОНИМАТЬ ПРОБЛЕМУ, ВЫДВИГАТЬ ГИПОТЕЗУ, СТРУКТУРИРОВАТЬ МАТЕРИАЛ, ВЫДЕЛЯТЬ ПРИЧИННО- СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ, ФОРМУЛИРОВАТЬ ВЫВОДЫ; - - УМЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ СОБСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОЦЕНИВАТЬ ЕЕ, ОПРЕДЕЛЯЯ СФЕРУ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ; - - УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С РАЗНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ Результаты изучения предмета «Литература»