«Формы работы социального педагога в школе»
Законодательная база Конституция РФ, «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция ООН о правах ребёнка», «Гражданский кодекс РФ», «Кодекс о браке и семье РФ», «Кодекс административных правонарушений», «Уголовно-процессуальный кодекс РФ», «Семейный кодекс РФ», Закон РФ «Об образовании». Конституция РФ, «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция ООН о правах ребёнка», «Гражданский кодекс РФ», «Кодекс о браке и семье РФ», «Кодекс административных правонарушений», «Уголовно-процессуальный кодекс РФ», «Семейный кодекс РФ», Закон РФ «Об образовании».
Работа, направленная на предупреждение правонарушений и безнадзорности, ведется согласно Федеральному Закону 120 с учетом социальных групп: Дети, находящиеся под опекой – 13 чел; Дети, находящиеся под опекой – 13 чел; Учащиеся «группы риска» – 15 чел; Учащиеся «группы риска» – 15 чел; Учащиеся, состоящие на ВШУ и учете в ПДН – 10/10 чел; Учащиеся, состоящие на ВШУ и учете в ПДН – 10/10 чел; Учащиеся из неблагополучных семей – 13 чел. ПДН- 7 семей; ВШУ- 6 семей. Учащиеся из неблагополучных семей – 13 чел. ПДН- 7 семей; ВШУ- 6 семей. Учащиеся из многодетных/малообеспеченных семей – 32/43; Учащиеся из многодетных/малообеспеченных семей – 32/43; Дети инвалиды – 9 чел. Дети инвалиды – 9 чел.
Основные цели социальной работы 1.Увеличение степени самостоятельности обучающихся и родителей их способности контролировать свою жизнь и эффективно разрешать возникающие проблемы. 1.Увеличение степени самостоятельности обучающихся и родителей их способности контролировать свою жизнь и эффективно разрешать возникающие проблемы. 2. Создание условий, в которых ребята и их родители могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить всё, что им положено по закону. 2. Создание условий, в которых ребята и их родители могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить всё, что им положено по закону. 3. Создание условий, при которых человек, несмотря на душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих. 3. Создание условий, при которых человек, несмотря на душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих. 4. Достижения такого результата, когда необходимость в помощи социального педагога и др. служб у ученика и родителей «отпадёт». 4. Достижения такого результата, когда необходимость в помощи социального педагога и др. служб у ученика и родителей «отпадёт».
Задачи: Оказание социально-правовой помощи подросткам и их родителям. Оказание социально-правовой помощи подросткам и их родителям. Обеспечение связей детей и родителей с теми системами: социальными институтами, социумом, которые могут обеспечить решение этих проблем. Обеспечение связей детей и родителей с теми системами: социальными институтами, социумом, которые могут обеспечить решение этих проблем. Выявление причин социальной дезадаптации детей и подростков. Выявление причин социальной дезадаптации детей и подростков. Поиск средств и способов их устранения. Поиск средств и способов их устранения. Обеспечение охраны и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Обеспечение охраны и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Ранняя профилактика и коррекция Ранняя профилактика и коррекция
Основные направления деятельности социального педагога: Просветительская деятельность. Просветительская деятельность. Изучение социальной среды ребенка, семьи. Изучение социальной среды ребенка, семьи. Обеспечение адресной социально- педагогической помощи семье. Обеспечение адресной социально- педагогической помощи семье. Создание коррекционной программы, совместно с психологом, зам. директором по ВР и другими специалистами. Создание коррекционной программы, совместно с психологом, зам. директором по ВР и другими специалистами.
Основные формы профилактической работы консультации для обучающихся, преподавателей, родителей; организация психологических, медицинских и др. обследований, составление программ и выработка рекомендаций по индивидуальной работе со школьниками, индивидуальные собеседования с родителями, детьми и учителями, КЗПД, малые педсоветы, вовлечение детей и подростков в различные формы внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности, контроль занятости в УДО. консультации для обучающихся, преподавателей, родителей; организация психологических, медицинских и др. обследований, составление программ и выработка рекомендаций по индивидуальной работе со школьниками, индивидуальные собеседования с родителями, детьми и учителями, КЗПД, малые педсоветы, вовлечение детей и подростков в различные формы внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности, контроль занятости в УДО.
Контроль успеваемости и посещаемости - индивидуальные беседы с детьми; -просмотр классных журналов; -ежедневный контроль посещения и поведения на уроках через дневник; -посещение уроков в классах, где возникли проблемы; -консультации с коллегами (психологом, классными руководителями, учителями-предметниками); -комиссии по защите прав детства в школе.
Работа по охране прав детства и здоровья учащихся -составление социального паспорта школы, списков: неблагополучных семей, опекаемых, детей из многодетных и остронуждающихся семей, «группы риска», уч-ся, состоящих на учёте в ПДН и ВШУ; -осуществление рейдов и посещений в такие семьи, совместно членами ОРК, инспектором ПДН (составление протоколов), специалистами КДН и ЗП, ТЦСПС и Д. В ходе рейдов сотрудником Центра «Юнона» предлагается юридическая, психологическая и социальная помощь; -оформление АКТов обследований условий воспитания и проживания детей, характеристик, представлений, служебных писем, запросов, ходатайств; -осуществление здоровьесберегающих мероприятий (лекции студентов мед. колледжа, слайдовые программы, просмотры фильмов, выступление врачей инфекциониста, нарколога, педиатра д/п 2).
Работа с семьями воспитанников - изучение условий воспитания в семье; -проведение разъяснительной и просветительской работы по вопросам воспитания, правовым вопросам среди родителей: общешкольные родительские собрания, консультации со специалистами; -принятие конкретных мер по обеспечению полноценного развития и воспитания детей родителями или лицами их заменяющими. Осуществление социально-диспетчерской деятельности Осуществление социально-диспетчерской деятельности -оформление документов в различные инстанции для оказания разносторонней помощи детям и их семьям: АКТы обследований, представления в КДН и ЗП, характеристики, служебные письма, запросы и тп.; -привлечение к решению проблем других служб и специалистов.
Схема взаимодействия МОУ СОШ 12 ГОВД (ПДН) ДОУ ТЦСПСиД «Юнона» ПЦ «ДАРС» УДООДМ Центр занятости Служба социального обслуживания населения КДН и ЗП УО
Общешкольный родительский комитет ОРК осуществляет свою деятельность по трём направлениям: ОРК осуществляет свою деятельность по трём направлениям: 1 учебный сектор; 2 сектор, осуществляющий помощь в ВР; 3 сектор по работе с трудными подростками и семьями, вызывающими тревогу.
Работа ОРС Родители входящие в состав данного сектора совместно с социальным педагогом и классными руководителями осуществляют посещение семей, рейды с представителями инспекции ПДН, сотрудником ТЦСПС и Д «Юнона». Родители входящие в состав данного сектора совместно с социальным педагогом и классными руководителями осуществляют посещение семей, рейды с представителями инспекции ПДН, сотрудником ТЦСПС и Д «Юнона». Представители ОРК входят в состав КЗПД (комиссии по защите прав детства) проводимых в школе. Представители ОРК входят в состав КЗПД (комиссии по защите прав детства) проводимых в школе. Принимают участие в работе малых педсоветов и родительских комитетов. Принимают участие в работе малых педсоветов и родительских комитетов.
Основные причины роста числа неблагополучных семей и обучающихся, состоящих на учете: малая эффективность законодательной базы, оставляющей безнаказанными родителей за злоупотребление спиртными напитками, уклонение от воспитания и ненадлежащее воспитание ребенка; малая эффективность законодательной базы, оставляющей безнаказанными родителей за злоупотребление спиртными напитками, уклонение от воспитания и ненадлежащее воспитание ребенка; отсутствие единых требований школы и родителей в воспитании детей (нежелание некоторых родителей поддерживать требования педагогов); отсутствие единых требований школы и родителей в воспитании детей (нежелание некоторых родителей поддерживать требования педагогов); утрата нравственных ориентиров во многих семьях, чему во многом способствуют СМИ; утрата нравственных ориентиров во многих семьях, чему во многом способствуют СМИ; социально-низкий уровень дохода семьи (низкая заработная плата, либо ее отсутствие, неполные семьи, алкоголизм родителей). социально-низкий уровень дохода семьи (низкая заработная плата, либо ее отсутствие, неполные семьи, алкоголизм родителей).