Требования к учебным изданиям, школьным ранцам и сменной обуви Ермола Марина Николаевна учитель начальных классов высшей категории МОУ «Таврическая гимназия»
Общие гигиенические требования Издания могут быть изготовлены в мягкой обложке или жесткой переплетной крышке. Издания в переплетных крышках с бумажным покрытием должны быть отделаны припрессовкой пленки. Корешковые поля на развороте издания должны быть не менее 26 мм, верхнее, наружное и нижнее поля должны быть не менее 10 мм. Не допускается печатать текст на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций Не допускается применение шрифтов узкого начертания, кроме заголовков, шрифтов типа «Таймс»)..
Общие гигиенические требования Для выделения текста в изданиях первой ступени образования допускается применять не более трех цветных красок При расположении текста справа от иллюстраций начало строк должно находиться на одной вертикальной линии. В текстовой части допускается применять шрифт кеглем не менее 16 пунктов, для 2–4 классов не менее 14 пунктов. Для изготовления учебных изданий не допускается применение газетной бумаги.
Требования к букварям В шрифтовом оформлении букваря следует соблюдать: – междусловное расстояние должно быть равно кеглю шрифта; – количество переносов на странице не должно превышать 4; – количество слов в столбике должно быть не более 4 при расстоянии между столбиками не менее 14 мм; – не допускается двухколонный набор текста, кроме стихов; для стихов допускается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 18 мм. Применение курсивного начертания шрифта не допускается. Общая площадь иллюстраций на полосе букварной части букваря рекомендуется не менее 50%, в послебукварной части не менее 30%.
Требования к прописям В прописях для освоения начальных навыков письма расстояние между горизонтальными направляющими линиями для строчных букв должно быть не более 8 мм и не менее 5 мм. В прописях рекомендуется использовать линии, определяющие наклон буквы, с углом наклона от вертикали 15. Для направляющих линий (горизонтальных и наклонных) следует применять только одну краску следующих цветов: черную, серую, светло-голубую или светло-зеленую. Рекомендуется использовать для изображения образцов букв и их элементов сплошные или пунктирные линии, а также стрелочные указатели, ориентирующие направление движения руки при письме. Для изображения образцов букв допускается использовать одну цветную краску. Применение точек для изображения образцов букв и их элементов не допускается.
Требования к изданиям по гуманитарным дисциплинам для 1–4 классов Не допускается двухколонный набор основного и дополнительного текста, кроме стихов и сравнительных текстов в изданиях по языковедению. Двумя и более колонками могут быть размещены списки слов и словосочетаний, хронологический материал только при расстоянии между колонками не менее 12 мм, при наличии разделительной линии не менее 6 мм. В словарной части изданий допускается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при наличии разделительной линии не менее 6 мм. Кегль шрифта в словарной части изданий может быть на 2 пункта меньше кегля шрифта основного текста. кегль шрифта выделений должен быть не менее кегля шрифта основного (дополнительного) текста. Допускается применение рукописных шрифтов при кегле на 2 пункта больше кегля шрифта основного (дополнительного) текста. В текстовых таблицах длина строки должна быть не менее 63 мм при расстоянии между колонками текста не менее 12 мм. Для подписей к иллюстрациям рекомендуется применять шрифт кеглем не менее 12 пунктов и располагать их от края иллюстрации на расстоянии не менее 4 мм.
Требования к изданиям по математическим дисциплинам для 1–4 классов Для основного текста двухколонный набор не допускается. Многоколонный набор для столбцов примеров, задач разрешается только при расстоянии между колонками не менее 12 мм, при использовании цветного фона и/или разделительных линий не менее 9 мм. Расстояние между колонками в рамках одного задания должно быть одинаковым. Кегль шрифта в примерах и задачах должен быть не менее кегля шрифта текста. Кегль шрифта надписей на наглядных изображениях может быть только на 2 пункта меньше кегля шрифта основного текста. Кегль шрифта выделений должен быть не менее кегля шрифта основного текста
Требования к весу учебных изданий Вес учебного издания для учащихся начальных классов не должен превышать 300 г. Вес изданий для 1–4 классов, предназначенных для работы только дома или в классе, не должен превышать 500 г. Допускается увеличение веса издания не более, чем на 10%.
Требования к весу учебных изданий 420г+100г=520г 240г 210г 340г 80г
Требования к весу учебных изданий 100г+80г=180г 80г +160г =240г
Требования к весу учебных изданий 100г+100г=200г 340г+100г=440г
Требования к школьным ранцам и сменной обуви знакомство родителей будущих первоклассников с требованиями к школьным ранцам и обуви на родительском собрании в июне анализ ситуации в классе по реализации требований стандарта к школьным ранцам и обуви на родительском собрании первоклассников в сентябре показ видеофильма и выступление ребенка с научной работой по теме «Сколько весит портфель первоклассника?» на родительском собрании первоклассников в мае знакомство родителей будущих первоклассников с требованиями к школьным ранцам и обуви на родительском собрании в июне с показом видеофильма и выступлением ребенка с научной работой по теме «Сколько весит портфель первоклассника?»
Требования к школьным ранцам и сменной обуви знакомство родителей будущих первоклассников с требованиями к школьным ранцам и обуви на родительском собрании в июне анализ ситуации в классе по реализации требований стандарта к школьным ранцам и обуви на родительском собрании первоклассников в сентябре показ видеофильма и выступление ребенка с научной работой по теме «Сколько весит портфель первоклассника?» на родительском собрании первоклассников в мае знакомство родителей будущих первоклассников с требованиями к школьным ранцам и обуви на родительском собрании в июне с показом видеофильма и выступлением ребенка с научной работой по теме «Сколько весит портфель первоклассника?»
Требования к школьным ранцам Вес ранца не должен превышать 700 г. Конструкция ранца должна обеспечивать устойчивую его форму. Спинка ранца должна быть полужесткой и сохранять свою форму. Предпочтение следует отдавать ранцам, спинка которых имеет специальные массажные профили. Ширина плечевого ремня в верхнем отрезке на протяжении мм должна быть не менее мм; материал, из которого изготовлены плечевые ремни, должен быть эластичным; при использовании жесткого материала необходимы специальные накладки.
Требования к школьным ранцам Высота передней стенки ранца должна составлять мм. Ширина ранца не должна превышать мм. Длина ранца не должна превышать мм. Материал, из которого изготовлен ранец, должен быть прочным, с водоотталкивающими свойствами, удобным для чистки, ярким по цвету и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее его гигиеническую безопасность. Безопасность ранца должна быть подтверждена санитарно - эпидемиологическим заключением, выданным уполномоченным органом и утвержденным в установленном порядке. Необходимо постоянно контролировать содержимое ранца для того, чтобы в нем не было лишних и ненужных вещей. Регулярные контрольные взвешивания ранца с ежедневными учебными комплектами необходимо проводить в течение учебной недели каждой четверти с помощью старшеклассников. Вес ранца с ежедневными учебными комплектами не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов – 2, 2 кг, для учащихся 3- 4-х классов – 3, 2 кг.
Требования к сменной обуви В учреждении учащимся следует использовать сменную обувь. Обувь должна соответствовать форме и размеру стопы. Обувь не должна быть зауженной в носочной части. Подошва в обуви должна быть гибкой. Высота подошвы не должна быть более 0,7 см. Высота каблука не должна превышать 2 см. Сменная обувь должна иметь фиксированный задник. Обувь должна обеспечивать прочную фиксацию в носочной части. Обувь должна обеспечивать прочную фиксацию голеностопного сустава стопы. Конструкция обуви должна обеспечивать оптимальный температурно-влажностный режим внутриобувного пространства.
Требования к сменной обуви В сменной обуви не допускается использование стелек с выпуклостью в подсводном пространстве. Безопасность материалов, из которых изготовлена сменная обувь, должна быть подтверждена санитарно- эпидемиологическим заключением. В качестве сменной обуви рекомендуется использовать сандалии с частично закрытой носочной частью и фиксированным задником. Контроль за сменной обувью осуществляют классные руководители Вопросы использования сменной обуви должны быть предметом обсуждения на родительском собрании.
Требования к школьным ранцам и сменной обуви знакомство родителей будущих первоклассников с требованиями к школьным ранцам и обуви на родительском собрании в июне анализ ситуации в классе по реализации требований стандарта к школьным ранцам и обуви на родительском собрании первоклассников в сентябре показ видеофильма и выступление ребенка с научной работой по теме «Сколько весит портфель первоклассника?» на родительском собрании первоклассников в мае знакомство родителей будущих первоклассников с требованиями к школьным ранцам и обуви на родительском собрании в июне с показом видеофильма и выступлением ребенка с научной работой по теме «Сколько весит портфель первоклассника?»
Требования к школьным ранцам 700г Вес ранца не должен превышать 700 г г. 300г.
Требования к школьным ранцам Предпочтение следует отдавать ранцам, спинка которых имеет специальные массажные профили Не имеет специальных массажных профилей
Требования к школьным ранцам Ширина плечевого ремня должна быть не менее мм; необходимы специальные накладки. Имеются специальные накладки. Не имеется специальных накладок.
Требования к школьным ранцам Ширина ранца не должна превышать мм. Ширина 150 мм. Ширина 170 мм.
Из 36 портфелей первоклассников Вес пустого портфеля 32 шт.4 шт. Вес полного портфеля 16 шт.20 шт. Наличие массажных профилей 14 шт.22 шт. Ширина плечевого ремня 36 шт.0 шт. Наличие накладок на плечевых ремнях 18 шт. Объем портфеля 0 шт.36 шт. соответствие ФГОС несоответствие ФГОС
Требования к сменной обуви Обувь зауженная в носочной части. Высота каблука превышает 2 см, не обеспечивается прочная фиксация голеностопного сустава стопы. Обувь не имеет фиксированного задника, не обеспечивает прочную фиксацию в носочной части.
Требования к сменной обуви Обувь, соответствующая требованиям стандартов к сменной обуви.
Требования к школьным ранцам и сменной обуви знакомство родителей будущих первоклассников с требованиями к школьным ранцам и обуви на родительском собрании в июне анализ ситуации в классе по реализации требований стандарта к школьным ранцам и обуви на родительском собрании первоклассников в сентябре показ видеофильма и выступление ребенка с научной работой по теме «Сколько весит портфель первоклассника?» на родительском собрании первоклассников в мае знакомство родителей будущих первоклассников с требованиями к школьным ранцам и обуви на родительском собрании в июне с показом видеофильма и выступлением ребенка с научной работой по теме «Сколько весит портфель первоклассника?»
Благодарю за внимание! Таврическое 2010