Употребление причастий в речи. Учитель Хазова А. В. Причастия … обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр., заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом. А. С. Пушкин
Разговорная речь -- Здравствуй, сосед, ты, никак, только проснулся? -- Ну да. -- А у меня уже печка истопленная. Я принёс вчера наколенные дрова и затопил. -- Молодец. -- А ещё я щуку поймал. Так долго тащил, но она даже не оцараплена. -- Молодец. -- Ты что, не веришь? Да я ловил на удочку, братую у Ваньки из Якшино. -- Да я верю, верю тебе. -- Ай, ладно, что с тобой разговаривать. У меня уж обед сваренный. Пока. -- Здравствуй, сосед, ты, никак, только проснулся? -- Ну да. -- А у меня уже печка истоплена. Я принёс вчера наколотые дрова и затопил. -- Молодец. -- А ещё я щуку поймал. Так долго тащил, но она даже не оцарапана. -- Молодец. -- Ты что, не веришь? Да я ловил на удочку, взятую у Ваньки из Якшино. -- Да я верю, верю тебе. -- Ай, ладно, что с тобой разговаривать. У меня уж обед сварен. Пока.
Научный стиль. ВЕСНА время года, которое символизирует молодость, творческое и духовное обновление. В римском искусстве весна изображалась в облике молодой женщины, которая держит цветы, или с цветочными гирляндами. Часто ее изображали девушкой, которая держит в руках лопату или мотыгу, что подразумевало начало полевых работ. Весна символизировала любовные отношения. Ее божественными олицетворениями выступали Венера и Флора. Весна на полотнах французских художников XVIII в. изображалась как молодые влюбленные, которые разбрасывают цветы. Атрибутом весны являлись птицы. Праздник встречи весны повсеместно сопровождался уничтожением старых вещей, генеральной уборкой. Сжигалось чучело, которое символизировало зиму… Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., символизирующее держащей разбрасывающие символизировавшее Флора. Частная коллекция. Evelyn De Morgan( ).
Художественный стиль Баратынский Е. А. «Весна, весна! как воздух чист!» Владимир Иванов, 2007 год Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев, река несет На (торжествовать) хребте (Поднять) ею лед! Еще древа (обнажить), Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поет Заздравный гимн весне. Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев, река несет На торжеству ющ ем хребте Подня т ый ею лед! Еще древа обнаж ен ы, Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист.
Художественный стиль В середине великого поста наступила сильная оттепель. Снег быстро начал таять, и везде показалась вода. Приближение весны в деревне производило на меня необыкновенное впечатление. Сергей Дорофеев, 2007 год Я чувствовал никогда (не испытать) мною волнение. Много содействовали тому разговоры с отцом и Евсеичем, которые радовались весне, как охотники, как люди (вырасти)в деревне и страстно (любить) природу… Только нам троим, отцу, мне и Евсеичу, было не грустно и не скучно смотреть на (почернеть) крыши и стены строений и голые сучья дерев, на слякоть, на грязные сугробы снега, на лужи мутной воды, на серое небо, на туман сырого воздуха, на снег и дождь, то вместе, то попеременно (падать) из (потемнеть)низких облаков. С. Т. Аксаков. Отрывок из повести «Детские годы Багрова-внука». Я чувствовал никогда не испыта нн ое мною волнение. Много содействовали тому разговоры с отцом и Евсеичем, которые радовались весне, как охотники, как люди, вырос ш ие в деревне и страстно люби вш ие природу… Только нам троим, отцу, мне и Евсеичу, было не грустно и не скучно смотреть на почерневшие крыши и стены строений и голые сучья дерев, на слякоть, на грязные сугробы снега, на лужи мутной воды, на серое небо, на туман сырого воздуха, на снег и дождь, то вместе, то попеременно падавшиеиз потемневших низких облаков.
Роль причастий в речи Разговорный стиль Научный стиль Художественный стиль редко употребляются точность чёткость краткость яркость образность выразительность Из того еще не следует, что в русском языке причастие должно быть уничтожено. Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. А. С. Пушкин
Создание текста художественного стиля с использованием причастий и причастных оборотов Наступающая весна Освещённый весенним солнцем лес Покрытые инеем деревья Заснеженные пригорки Одевший землю покров Низко нависшие тучи Едва уловимый запах весны Родионов Иосиф, 2007 год
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Написать сочинение-рассуждение на тему: « Нужны ли нам причастия?»