Повышение качества преподавания через формирование жизненных компетенций на уроках русского языка и литературы.
Эвристическая беседа Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е» Один из учащихся под диктовку пишет объяснительный диктант: нелепое обвинение; проявление невоспитанности; негромкая музыка; непростительная оплошность; немалый вклад; ничуть не трудный; не сладкие, а кислые ягоды; вовсе не занимательный; неясная цель; неуклюжая походка; отвергнуть с негодованием. Эвристическая беседа. -В каких частях речи встретилась орфограмма с не в объяснительном диктанте? - В каких случаях не пишется слитно, а в каких раздельно в этих частях речи? Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е» Один из учащихся под диктовку пишет объяснительный диктант: нелепое обвинение; проявление невоспитанности; негромкая музыка; непростительная оплошность; немалый вклад; ничуть не трудный; не сладкие, а кислые ягоды; вовсе не занимательный; неясная цель; неуклюжая походка; отвергнуть с негодованием. Эвристическая беседа. -В каких частях речи встретилась орфограмма с не в объяснительном диктанте? - В каких случаях не пишется слитно, а в каких раздельно в этих частях речи?
-Образуйте наречия, однокоренные прилагательным объяснительного диктанта. Запишите в два столбика. Нелепый нелепо Невоспитанный невоспитанно Негромкий негромко Непростительный непростительно Немалый немало Ничуть не трудный ничуть не трудно Не сладкие, а кислые не сладко, а кисло Вовсе не занимательный вовсе не занимательно Неясный неясно Неуклюжий неуклюже -Какие наречия образуются от прилагательных? -Необходимо ли отдельное правило написания не с наречиями на –о, -е? -Образуйте наречия, однокоренные прилагательным объяснительного диктанта. Запишите в два столбика. Нелепый нелепо Невоспитанный невоспитанно Негромкий негромко Непростительный непростительно Немалый немало Ничуть не трудный ничуть не трудно Не сладкие, а кислые не сладко, а кисло Вовсе не занимательный вовсе не занимательно Неясный неясно Неуклюжий неуклюже -Какие наречия образуются от прилагательных? -Необходимо ли отдельное правило написания не с наречиями на –о, -е?
Эссе 5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. 5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
Приём «Верите ли вы…» Можно использовать при знакомстве с биографией поэта или писателя. Сначала учитель демонстрирует фотографии или портреты писателя, а затем предлагает утверждения. Например, при знакомстве с биографией А.Н. Островского можно предложить такие утверждения: Островский родился в том районе Москвы, где жил герой Лермонтова купец Степан Калашников. Островского называли Колумбом Замоскворечья. Окончил филологический факультет Московского университета. Служил секретарём в суде. Никогда не отказывал себе в удовольствии хвастнуть нездоровьем. По его пьесе снят фильм «Жестокий романс». Писал о себе: У русского драматического искусства один только я. Я всё: и академия, и меценат, и защита. Сумма цифр и в годе рождения, и в годе смерти равна пяти. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей осмысленностью и заинтересованностью отнестись к биографии. Можно использовать при знакомстве с биографией поэта или писателя. Сначала учитель демонстрирует фотографии или портреты писателя, а затем предлагает утверждения. Например, при знакомстве с биографией А.Н. Островского можно предложить такие утверждения: Островский родился в том районе Москвы, где жил герой Лермонтова купец Степан Калашников. Островского называли Колумбом Замоскворечья. Окончил филологический факультет Московского университета. Служил секретарём в суде. Никогда не отказывал себе в удовольствии хвастнуть нездоровьем. По его пьесе снят фильм «Жестокий романс». Писал о себе: У русского драматического искусства один только я. Я всё: и академия, и меценат, и защита. Сумма цифр и в годе рождения, и в годе смерти равна пяти. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей осмысленностью и заинтересованностью отнестись к биографии.
Прием проблемной ситуации Как пример проблемной ситуации могу привести фрагмент, который использовался на уроке русского языка в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения». Задание учащимся - Прочитайте отрывок из стихотворения и определите, какие слова относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос. Михаил Исаковский «Враги сожгли родную хату» Никто солдату не ответил. Никто его не повстречал. И только теплый летний вечер Траву могильную качал. - Какими членами предложения являются слова «теплый», «летний»)? - Почему в предложении между ними не стоит запятая?(Проблемный вопрос) - Попробуйте ответить на этот вопрос, самостоятельно исследовав данные определения. Как пример проблемной ситуации могу привести фрагмент, который использовался на уроке русского языка в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения». Задание учащимся - Прочитайте отрывок из стихотворения и определите, какие слова относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос. Михаил Исаковский «Враги сожгли родную хату» Никто солдату не ответил. Никто его не повстречал. И только теплый летний вечер Траву могильную качал. - Какими членами предложения являются слова «теплый», «летний»)? - Почему в предложении между ними не стоит запятая?(Проблемный вопрос) - Попробуйте ответить на этот вопрос, самостоятельно исследовав данные определения.
Учащимся выдается карточка с вопросами. Они отвечают на них, вписывая кратко ответ. Самостоятельная работа. Какой частью речи выражены данные определения? (Ответ: прилагательными). Что обозначают прилагательные? (Ответ: признаки предметов) Как характеризует вечер признак «теплый» (Ответ: по ощущениям) признак «летний» (Ответ: по времени года) Одинаково или по-разному характеризуют предмет эти два признака? (Ответ: по-разному). Являются ли эти определения однородными? (Ответ: не являются однородными). Проверка выполненной работы, комментарии учителя. Учащиеся проверяют себя и делают вывод, что не все определения бывают однородными. Учащимся выдается карточка с вопросами. Они отвечают на них, вписывая кратко ответ. Самостоятельная работа. Какой частью речи выражены данные определения? (Ответ: прилагательными). Что обозначают прилагательные? (Ответ: признаки предметов) Как характеризует вечер признак «теплый» (Ответ: по ощущениям) признак «летний» (Ответ: по времени года) Одинаково или по-разному характеризуют предмет эти два признака? (Ответ: по-разному). Являются ли эти определения однородными? (Ответ: не являются однородными). Проверка выполненной работы, комментарии учителя. Учащиеся проверяют себя и делают вывод, что не все определения бывают однородными.
Синквейн. Урок развития речи. Схема: Пример синквейна: Существительное. Ася (И.С. Тургенев «Ася» ) Прилагательное, прилагательное. Скромная, беззащитная Глагол, глагол, глагол. Любила, страдала, сбежала Предложение - отношение к теме. Готова пойти на все ради любимого Синоним к первой строке. Загадочная - Теперь прочитайте стихи поэтов, посвященных весне и попробуйте сравнить их содержание и ваши воспоминания. О чём ещё помогли вам вспомнить поэты? Какими эпитетами, сравнениями, красками вы можете дополнить свою работу? Схема: Пример синквейна: Существительное. Ася (И.С. Тургенев «Ася» ) Прилагательное, прилагательное. Скромная, беззащитная Глагол, глагол, глагол. Любила, страдала, сбежала Предложение - отношение к теме. Готова пойти на все ради любимого Синоним к первой строке. Загадочная - Теперь прочитайте стихи поэтов, посвященных весне и попробуйте сравнить их содержание и ваши воспоминания. О чём ещё помогли вам вспомнить поэты? Какими эпитетами, сравнениями, красками вы можете дополнить свою работу?
- Когда закончите писать, прочитайте про себя созданный текст. Как вы думаете, что может сказать о вас посторонний человек, прочитавший эту запись? Есть ли в ней описание ваших мыслей, чувств, отношения к увиденному? Как ваш текст характеризует вас? Добавьте или поправьте, что считаете нужным. - А теперь поработайте в парах. Ваша задача – сделать текст красивым: выразительным, эмоционально наполненным, ярким, красочным, богатым, логично- выстроенным. Помогите друг другу в совершенствовании написанного. Дети работают в парах, читая текст вслух друг другу, задают вопросы и отвечают на них. Дети пишут улучшенные варианты сочинения. Стадия рефлексии. Публичное чтение вслух. На стадии рефлексии 2-3 ученика выразительно читают своё сочинение, а всем остальным предлагается найти в тесте то, что им особенно понравилось, заинтересовало. - Когда закончите писать, прочитайте про себя созданный текст. Как вы думаете, что может сказать о вас посторонний человек, прочитавший эту запись? Есть ли в ней описание ваших мыслей, чувств, отношения к увиденному? Как ваш текст характеризует вас? Добавьте или поправьте, что считаете нужным. - А теперь поработайте в парах. Ваша задача – сделать текст красивым: выразительным, эмоционально наполненным, ярким, красочным, богатым, логично- выстроенным. Помогите друг другу в совершенствовании написанного. Дети работают в парах, читая текст вслух друг другу, задают вопросы и отвечают на них. Дети пишут улучшенные варианты сочинения. Стадия рефлексии. Публичное чтение вслух. На стадии рефлексии 2-3 ученика выразительно читают своё сочинение, а всем остальным предлагается найти в тесте то, что им особенно понравилось, заинтересовало.