З АСЕДАНИЕ 1 ПРОБЛЕМНОЙ ГРУППЫ «О РГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УЧАЩИХСЯ 5 Х КЛАССОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ » Т ЕМА : О РГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
О СОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА «Я знаю, кем я была сегодня утром, но с тех пор я уже несколько раз менялась…» Л. Кэррол. Алиса в стране чудес.
Какой он, младший подросток? Что мы знаем о нем? Каков его внутренний мир? Младшим подросткам присущи свои возрастные особенности, которые мы обязаны учитывать при работе с ними.
в физическом, умственном, нравственном, социальном развитии личности.
И ЗМЕНЕНИЯ В ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЕ (« ГОРМОНАЛЬНАЯ БУРЯ ») Бурное физическое развитие организма Активизация ГИПОФИЗА Половое созревание
Н АРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА У ДЕВОЧЕК ВЫРАЖЕНЫ СИЛЬНЕЕ, ЧЕМ У МАЛЬЧИКОВ Возрастает обидчивость (внезапная плаксивость) Непрерывно меняется настроение Чаще становятся шумными Многие действия сопровождаютс я ненужными движениями У девочек У мальчиков
С НИЖАЕТСЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ПОВЫШАЕТСЯ УТОМЛЯЕМОСТЬ О ТКЛОНЕНИЯ СОМАТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА : НЕСТАБИЛЬНОЕ АД, ГОЛОВНЫЕ БОЛИ, ОБМОРОЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ.
П СИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ. В ЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, СО СВЕРСТНИКАМИ. К РИЗИС 13 ЛЕТ.
Н АИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Чувство «взрослости»; - Стремление к самостоятельности; Критичность мышления; - Сознательная регуляция своих поступков; Рефлексия, самосознание; - Развитие самооценки, волевых качеств личности; Потребность в общении; - Умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении
П ОИСК ОТВЕТА НА ВОПРОС «К ТО Я?» «тайные тетради, дневники» детские компании резко повышается интерес к своей внешности, остро переживают все «изъяны». трудности в отношениях со взрослыми- упрямство, негативизм, безразличие к оценке успехов и т.д.
П ОДРОСТКИ СТРЕМЯТСЯ ПОХОДИТЬ НА ВЗРОСЛЫХ ВНЕШНЕ, ПРИОБЩИТЬСЯ К ИХ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИОБРЕСТИ ИХ КАЧЕСТВА И УМЕНИЯ, ПРИОБРЕСТИ ПРАВА И ПРИВИЛЕГИИ !!! А ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЗЖЕ !
В ОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ : новый классный руководитель;очень много разных учителей; рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов; самооценка все меньше зависит от учебных успехов, а больше от того, как ребенка ценят и воспринимают! Как никогда ждет позитивной оценки себя, но только не своей успеваемости, со стороны взрослого. непривычное расписание; много новых кабинетов; новые дети в классе; трудности в сфере общения со сверстниками, одноклассниками, в умении «занять определенную ступень». Это для пятиклассников важнее, чем учеба! проблемы со старшеклассниками; возросший темп работы; возросший объем работ в классе и д/з; ослабление или отсутствие контроля; необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей; несамостоятельность в работе с текстами; низкий уровень развития речи; слабое развитие навыков самостоятельной работы;
П РЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛОЙ Недостаточное изучение данных про выпускников начальной школы, их возможностей и реальных результатов обучения Несоответствие оценок реальным результатам обучения Несоответствие методик преподавания с возможностями детей данного возраста. Быстрый переход к новым, в сравнении с начальной школой, методик обучения Несогласованность в содержании обучающего курса начальной и средней школы Непонимание учащимися материала по причине противоречий с ранее выученным материалом в начальной школе Неподготовлен ность к восприятию сложности содержания обучающего курса в 5-м классе
В ОЗМОЖНЫЕ РЕАКЦИИ : Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение). Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка. Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
1.Учёт индивидуальных особенностей ребёнка (темперамента, характера восприятия им учебного материала, возможностей его памяти, характер асимметрии полушарий головного мозга и т.п.) Памятка!!! Тест «ЛЕВЫЙ – ПРАВЫЙ: ТИП ХАРАКТЕРА» 2.Использование на уроках физкультминуток и минуток здоровья Детская игра 1. Зеркало Цель игры: эта игра помогает ребенку почувствовать себя свободно, раскрыться, увидеть себя со стороны. Подходит для неуверенных в себе, пассивных детей. В игре могут участвовать два ребенка или ребенок и взрослый. Один игрок смотрится в «зеркало» (на своего напарника), которое повторяет все его движения. Поочередно игроки меняются ролями.
Некоторые принципы работы учителя с мальчиками и девочками. Для мальчиков: ¨ высокий темп подачи материала; широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации; ¨ большое количество нестандартных, логических заданий; ¨ использование групповых форм работы с элементами соревновательности, обязательной сменой лидера; ¨дозированная эмоциональность подачи материала; ¨ игры проводить со строгими правилами; для удержания внимания требуется продумать большое число разнообразных стимулов. Как только становится скучно, они не только перестают воспринимать учебный материал, но начинают и нарушать порядок в классе; ¨ при ответе с места требуется дополнительное время для выражения мыслей; ¨ подбор творческих заданий; ¨ при похвале сделать акцент на то, что оценивается в их деятельности.
Для девочек : ¨ неспешный, размеренный темп урока, подача нового материала; ¨ достаточное количество повторений для лучшего усвоения; ¨ большое количество типовых заданий; ¨ использование на уроке групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь; ¨ использование большого количества наглядного материала на уроке, обучение с опорой на зрительную память; ¨ предпочтительны игры-импровизации; ¨ эмоционально-окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспектив; ¨ чаще хвалить, похвала для девочек – движущая сила.
МЕТОД КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ Ключевые слова - самые важные в каждом абзаце. Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац. Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова. После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания. К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь. Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов. После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочка. Запиши эту цепочку и постарайся ее выучить. Перескажи текст, опираясь на эту цепочку. МЕТОД «5 П» 1 П Просмотри текст (бегло) 2 П Придумай к нему вопросы 3 П Пометь карандашом самые важные места 4 П Перескажи текст 5 П Просмотри текст повторно
А. де Сент-Экзюпери Подготовила и провела педагог-психолог по младшей школе О.В. Бугаева