Средства речевой выразительности Задание А3
Предисловие Для того чтобы справиться с заданием А3, необходимо владеть теорией, а именно знать определения средств речевой выразительности, а также уметь видеть их в тексте. Данная презентация содержит не только теоретический материал по теме, но и образцы экзаменационных заданий.
Перечень понятий, которыми должны владеть 9-классники Метафора Олицетворение Эпитет Сравнение Гипербола Литота Антитеза Анафора Параллелизм Градация Инверсия Риторический вопрос Риторическое обращение Перифраз Метонимия Лексика разговорного стиля Лексический повтор Однокоренные слова Оксюморон Фразеологизмы
Метафора Это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, существительными Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.
Олицетворение Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
Эпитет Образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. НО: не являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)
Сравнение Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено: а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки, И берёзы стоят, как большие свечки. б) сравнительным придаточным предложением Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. в) существительным в Т.п. Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
Гипербола Преувеличение. Например: Я тебе миллион раз говорил.
Литота Преуменьшение. Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.
Антитеза Противопоставление, основанное на параллелизме. Например: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень.
Анафора Это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Например: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке…
Параллелизм Повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности. Например: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие…
Градация Усиление значения слов благодаря эффекту нарастания. Например: Сейте разумное, доброе, вечное…
Инверсия Необычный порядок слов. При необычном порядке слов: а) подлежащее стоит после сказуемого б) прилагательное после существительного в) наречие после глагола Например: Вот нахмурил царь брови чёрные. (Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)
Риторический вопрос Это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. Например: На кого не действует новизна?
Риторическое обращение Подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности. Например: О Русь моя! Жена моя!
Перифраз Косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания. Например: ночное светило = луна или Люблю тебя, Петра творенье! = Люблю тебя, Санкт-Петербург!"
Метонимия Образное обозначение предмета по одному из его признаков. Например: Все флаги будут в гости к нам. (флаги – то есть корабли)
Лексика разговорного стиля Слова, используемые в повседневно- бытовой сфере общения. Например: реветь, дочурка, продажный
Лексический повтор Намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание. Например: Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака.
Однокоренные слова Слова с одинаковым корнем. Например: ленивый, ленится, лентяй
Оксюморон Сочетание несочетаемого. Например: живой труп, пленница свободы, светлая тьма
Фразеологизмы Устойчивые сочетания слов. Например: за тридевять земель как кошка с собакой вешать лапшу на уши
Образцы заданий Образцы взяты из контрольно- тренировочных тестов К образцам заданий прилагаются ответы.
1. Укажите предложение, в котором содержится метафора. 1. Кормили плохо, вечно хотелось есть. 2. Утка была некрупная, молодая. 3. Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая. 4. Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз.
2. Укажите предложение, в котором содержится эпитет. 1. Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности? 2. Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил! 3. - Мария Петровна, - тихо сказал Павел Георгиевич, - вы меня узнаёте? 4. Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными тенями от старых тополей; ветви яблонь, обогретых солнцем, свешивались через заборы.
3. Укажите предложение, в котором содержится сравнение. 1. Перед глазами его вдруг встало лицо Марины Она была ему другом, и как же посмел он сейчас так думать Благодаря Марине Лёня никогда не чувствовал себя чужим в этой семье Марина сидела на крылечке и с нетерпением ждала сына.
4. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях: «Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. Сейчас он не ученик средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи». 1. Гипербола 2. Метафора 3. Антитеза 4. Сравнительный оборот
5. Какое средство речевой выразительности используется в предложении: «И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук». 1. Эпитет 2. Олицетворение 3. Синтаксический параллелизм 4. Фразеологизмы
6. Какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто звонил маме и отцу по телефону и что передавали в «Последних известиях», нечётко выполняли режим дня». 1. Лексический повтор 2. Эпитет 3. Олицетворение 4. Метафора
7. Какое средство речевой выразительности используется в предложении: «За пятёрочками Наталья не гонялась, а они сами к ней липли». 1. Лексика разговорного стиля 2. Эпитет 3. Олицетворение 4. Гипербола
Ответы Задание Задание Задание Задание 4 – 3 (антитеза) Задание 5 – 4 (фразеологизмы) Задание 6 – 1 (лексический повтор) Задание 7 – 1 (лексика разговорного стиля)
Послесловие Желаю сдать экзамен на «5»!