Подготовила педагог-психолог Брагина О.В.
Профессия – 1)область приложения сил человека (как субъекта труда); 2)общность людей- профессионалов; 3)подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу; 4)деятельность, сам процесс реализации трудовых функций. (Е.А.Климов, 1988) Профессия Профессия - это исторически возникшие нормы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества (А.К.Маркова, 1996).
Профессиография Профессиография призвана путём объективного исследования раскрыть всю сложность профессии, выявить её структурные и содержательные особенности, установить всё многообразие взаимоотношений личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми, с целым рядом специфических явлений, сопровождающий трудовой процесс. Профессиограмма Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый (для общества) продукт и вместе с тем, создают условия для развития личности самого работника.
Профессионально важные качества личности ПВК здоровье (работоспособность) квалификация психологические особенности личности мотивация способности Специальные Организационные Педагогические Технические Художественные Спортивные Общие Способность к обучению Способность к общению Способность к самоконтролю
Профессиограмма I.Общие сведения о профессии. 1. Наименование и назначение профессии. 2. Характеристика рабочего места, средств и орудий труда. 3. Необходимая общая и специальная подготовка специалистов. 4. Основное содержание функциональных обязанностей специалистов. 5. Основные показатели эффективности работы специалиста. II. Условия деятельности. 1. Санитарно-гигиенические условия. 2. Организация и режим труда. III. Социально-психологические факторы деятельности. 1. Характеристика коллектива, в составе которого специалист выполняет свои обязанности. 2. Роль и место специалиста в системе внутриколлективных связей. 3. Мотивационные аспекты деятельности. 4. Особенности социально-психологической и профессиональной адаптации. IV. Содержание деятельности. 1. Описание и анализ основных задач и операций, выполняемых специалистом. 2. Особенности приема информации. 3. Особенности переработки информации и принятия решения. 4. Структура исполнительских действий. 5. Анализ ошибок в деятельности специалиста.
V. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности. 1. Характер и степень изменения психофизиологических функций в работоспособности специалиста. 2. Основные эмоциональные состояния специалиста. 3. Основные пути преодоления неблагоприятных состояний. VI. Психограмма. 1. Личностные особенности (требования к волевым качествам и чертам характера, склонностям и интересам, опыту социального поведения). 2. Сенсорно-перцептивные особенности (требования к качествам восприятия – зрительного, слухового). 3. Особенности мышления и памяти (требования к памяти, требования к воображению, преобладающий тип мышления). 4. Моторные свойства (необходимость скорости, координированности и точности движений, физической выносливости и силы). 5. Наиболее важные личностные качества. 6. Противопоказания к деятельности.
Профессиокарта 1. Содержание деятельности; 2. Профессионально важные качества; 3. Медицинские противопоказания. Диспетчер Содержание деятельности: регулирует ход производственного процесса и координирует взаимодействие всех его звеньев с помощью средств связи, сигнализации, контроля и управления, обеспечивает выполнение графиков. Профессионально важные качества: организаторские способности, общительность, способность к избирательности, переключению и распределению внимания, большой объем кратковременной памяти, хорошая долговременная логическая и слуховая память, развитое словесно-логическое и практическое мышление. Медицинские противопоказания: тугоухость, психические заболевания.
ВНЕЛИЧНОСТНЫЕМЕЖЛИЧНОСТНЫЕВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ 1.Цели трудовой деятельности. 2.Адекватные средства трудовой деятельности 3.Условия труда, организация рабочего места, рабочего времени, нормативные документы, четкое планирование. 4.Взаимодействия между сотрудниками. 5.Эффективное управление. 6.Структура и стадия развития фирмы. 7.Имидж фирмы: внешний и внутренний. 8.Структура и ёмкость рынка. 1.Структура взаимоотношений с другими сотрудниками и руководством. 2.Стадия развития межличностных взаимоотношений. 3.Стиль отношений и руководства. 4.Степень выраженности и содержание конфликтов в организации. 1.Способности, свойства личности, черты характера. Если общие способности индивида на низком уровне, то сотрудник, скорее всего, будет неудачен в профессиональной деятельности. Факторы успешности в профессиональной деятельности.
Пути развития профессионально-важных качеств Повышение квалификации Самообразование. Укрепление здоровья. Внешний вид. Умение взаимодействовать с сотрудниками и руководством. Умение правильно вести себя в конфликтных ситуациях.
НОВЫЕ ПРОФЕССИИ XXI ВЕКА Андеррайтер - (в буквальном переводе с нем.- "подписчик"): 1) гарант, поручитель, берущий на себя обязательство разместить определенное количество вновь выпущенных акций, облигаций и ценных бумаг путем их покупки для последующей распродажи инвесторам; 2) в страховании - лицо, уполномоченное страховой компанией принимать все виды риска. Девелопер - специалист по операциям с недвижимостью, занимается покупкой недвижимости, разработкой проекта (например, строительства здания) и дальнейшей продажей или сдачей в аренду данного объекта. Джоббер - специалист-посредник на фондовой бирже. Основные задачи - покупка и продажа акций (за свой счет, в отличие от брокера). Копирайтер - человек, разрабатывающий креатив в рекламе. В задачи копирайтера входят создание концепции рекламной кампании, рекламных текстов, слоганов, пресс-релизов и т.д. Коучер - специалист, раскрывающий потенциал личности сотрудников компании (обычно топ-менеджеры): увеличивает их производительность и эффективность, помогает развитию способности осуществлять движение в нужном темпе и направлении, приводит в действие системы мотиваций человека. Криэйтор – (от англ. Create создавать (англ.). Креативный директор руководит коллективом дизайнеров и (или) копирайтеров. В его обязанности входит координация работы рекламного отдела, разработка концепции рекламных проектов, разработка фирменного стиля компании, контроль за осуществлением рекламной деятельности с творческой стороны.
Лоббист - посредник между финансовыми, политическими или профессиональными группами и госчиновниками, депутатами. Используя налаженные деловые контакты, он влияет на принятие решений в пользу интересов "своей" группы. Логистик - специалист, занимающийся оптимизацией поставок и перевозок сырья, товара, средств производства. Медиа-байер. В обязанности медиа-байера входит работа со средствами массовой информации. Медиа-планер. В задачи медиа-планера входят прежде всего стратегическое планирование рекламной кампании и рекламной деятельности фирмы в целом. Мерчендайзер - специалист по продвижению продукции в розничной торговле. Промоутер. Чаще всего девушки привлекательной внешности, рекламирующие какой-либо новый товар. Сомелье – знаток вин. Специалист бэк-офиса (Back Office). Задачей бэк-офиса является документарное оформление и сопровождение сделки, заключенной трейдерами компаний - контрагентов (фронт-офис). Трейдер. Trader - торговец (англ.). Трейдер в самом общем смысле этого слова, - крупный торговец, посредник между производителем (владельцем) и покупателем Хед-хантер (Head-hunter) - Охотник за головами (англ.). В принципе, хед- хантер, как и рекрутер, выступает посредником между работником и работодателем.