Этапы развития вычислительной техники и их связь с развитием цивилизации. Эволюция вычислительной техники в современные компьютеры и глобальные сети Маслова Т.Л. Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия 114 Выборгского района г. Санкт-Петербурга Введение Уроки информатики в школе предоставляют широкие возможности для интеграции ученика в культурную и социальную обучающую среду. Несмотря на технический характер предмета, целый ряд рассматриваемых в курсе информатики тем позволяет значительно расширить кругозор и эрудицию ребенка, демонстрируют многочисленные связи и закономерности в научно – технических открытиях Одной из таких интереснейших тем является история возникновения вычислительных устройств от доисторических времен до наших дней. Обычно учащиеся ассоциируют ЭВМ и компьютеры с современностью, максимум исторической глубины для них – лет. Однако, история вычислительных устройств и их прообразов насчитывает не одно тысячелетие, а свой вклад в эволюцию этих устройств внесли лучшие умы человечества. Роль учителя: В начале изучения темы учитель дает общий план будущей работы (реферат, доклад, презентация), намечает основные исторические вехи, имена ученых, чей вклад в развитие вычислительной техники неоценим, фундаментальные принципы, по которым до сих пор работают компьютеры. Следующий этап работы – подбор материала учащимися с помощью любого браузера Интернет и систематизация этого материала. Как показывает практика, этот этап наиболее сложен. Здесь очень важно научить ребенка выбирать из колоссального количества информации, предоставляемой Интернетом, не только самую важную, но и написанную понятным для возраста ученика языком. Типичной ошибкой на этом этапе я считаю механическое копирование Интернет - страниц или их фрагментов без самостоятельного осмысления и проработки. Необходимо, так же, научить детей логически выстраивать материал, правильно его структурировать. Оформление материала в готовую работу и ее содержание: Основными этапами развития вычислительной техники являются: I. Ручной с 5-го тысячелетия до н. э.; II. Механический с середины XVII века; III. Электромеханический с девяностых годов XIX века; IV. Электронный с сороковых годов XX века Заключение: Рассмотрение темы позволяет ученику понять, что человечество перешло на новый социально – культурный уровень, на иной этап развития цивилизации, который можно назвать информационно – коммуникативным. Задача учителя – привить ученику чувство ответственности за свои личные действия в этом новом, постоянно меняющемся мире. XVII век: Джон Непер ввел логарифмы, что оказало революционное влияние на счет, позволило заменять умножение и деление соответственно сложением и вычитанием (в дальнейшем этот принцип использовался и в компьютерах) и явилось крупным шагом в развитии вычислительных систем ручного этапа Изобретенная им логарифмическая линейка успешно использовалась еще пятнадцать лет назад, более 360 лет прослужив инженерам. XVII век: Блэз.Паскаль построил восьмиразрядную действующую модель счетной суммирующей машины. Впоследствии была создана серия из 50 таких машин, одна из которых являлась десятиразрядной. Изобретённый Паскалем принцип связанных колёс почти на три столетия стал основой создания большинства арифмометров XVII век: Годфрид Лейбниц создал механический калькулятор (арифмометр), выполняющий сложение, вычитание, умножение и деление чисел. Гениальным изобретением Лейбница можно считать двоичную систему счисления, лежащую в основе представления числовой информации в современных компьютерах. Современная двоичная система была полностью описана Лейбницом в XVII веке в работе Explication de lArithmétique Binaire. В системе счисления Лейбница были использованы цифры 0 и 1, как и в современной двоичной системе. XIX век: Английский математик Чарльз Бэббидж задумался о создании программируемой вычислительной машины, которую он назвал аналитической (прообраз современного компьютера). Эта машина стала делом его жизни и принесла посмертную славу. Новейшие ЭВМ 4-го поколения, с большими объемами памяти и быстродействием помогли миллионам людей получить доступ ко всей информации, накопленной человечеством за всю историю, и объединиться в различные социальные сети.