Методический семинар 13 октября 2012 года, МГУ Возможности реализации модульных программ в рамках ФГОС ВПО Модульные технологии, рекомендованные ECTS Караваева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УМС по физике 31 октября 2012 года О построении образовательных программ на основе ФГОС и СУОС ВПО на физическом факультете ННГУ Ким Екатерина Леонидовна.
Advertisements

Блочно-модульные технологии преподавания новых специальностей и направлений: менеджмент, биотехнические системы и технологии, биология (профиль генетика.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Руководство по построению основных образовательных программ в контекстно- компетентностном формате.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
« Проектирование образовательных программ, основанных на результатах обучения и ECTS» ПРОЕКТ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
СОВЕЩАНИЕ С ЗАМЕСТИТЕЛЯМИ ДИРЕКТОРОВ И ДЕКАНОВ ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
Государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от«07» ноября 2011 г. 12.Р «Создание и внедрение системы.
Компетентностно- ориентированная рабочая программа учебной дисциплины.
План методической работы по подготовке к аккредитации ПетрГУ в 2013 году Заседание Учебно-методического совета ПетрГУ 3 ноября 2011 г. Начальник учебно-методического.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Транксрипт:

Методический семинар 13 октября 2012 года, МГУ Возможности реализации модульных программ в рамках ФГОС ВПО Модульные технологии, рекомендованные ECTS Караваева Евгения Владимировна Исполнительный директор АКУР, Заместитель проректора МГУ имени М.В.Ломоносова

Из Приказа МО РФ 40 от «План мероприятий по реализации положений Болонской Декларации в системе ВПО Российской Федерации на годы» П.2. «Изучение и введение системы зачетных единиц (ECTS)»: расширение инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц, внедрение модульных технологий построения образовательных программ ВПО, разработка предложений по переходу на «асинхронную» (модульную) организацию образовательного процесса, формирование методических основ накопительной системы зачетных единиц (кредитов) в профессиональном образовании Российской Федерации, подготовка и распространение информационных методических материалов и инструкций.

Из письма Департамента госполитики в образовании от «О разработке вузами ООП» 15. Вопрос: Должна ли ООП на базе ФГОС ВПО разрабатываться с обязательным применением модульного формата? Ответ: Согласно Типовому положению о вузе…: «ООП включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы…. Эффективность реализации компетентностного подхода, разработки совместных образовательных программ, академической мобильности студентов и преподавателей повышается при проектировании ООП и реализации образовательного процесса в модульном формате. Таким образом, вузу рекомендуется проектировать модульные ООП, но это не является обязательным требованием ФГОС».

Из ОПРЕДЕЛЕНИЙ, вошедших в Письмо Департамента от Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатм воспитания, обучения

Из проекта нового ФЗ «Об образовании в РФ», 2012 Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ. 3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться кредитно-модульная система организации образовательного процесса, основанная на блочно-модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании системы зачетных единиц (кредитов) и соответствующих образовательных технологий

По результатам проведенного АКУР в 2012 году мониторинга российские вузы применяют понятие «модуль» как: Часть дисциплины (дидактическая единица, раздел, тема), изучение которой заканчивается определенной формой контроля (например, при модульно- рейтинговой системе оценивания) Часть учебного семестра (при механическом делении семестра на части, в конце которого проходит рубежный контроль) Относительно автономная структурная единица крупной учебной дисциплины ( курса, рассчитанного на несколько семестров) Группа родственных дисциплин, объединенных по тематическому принципу Часть ООП, относящаяся к профилю подготовки – (Профильные модули во ФГОС по направлению подготовки «Филология»)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДУЛЯ в ECTS (Руководство, утвержденное Еврокомиссией в 2009 г.) Модуль – это автономный структурный элемент образовательной программы, имеющий четко сформулированные результаты обучения (соотнесенные с целями этой программы – компетенциями выпускника) и адекватные критерии оценки. Трудоемкость модуля в модульной программе должна быть равна заданному числу кредитов ECTS или быть кратной этому числу.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ Кредит ECTS – условная единица измерения трудоемкости образовательной программы (или ее структурного элемента с заданными результатами обучения), основанная на расчете объема учебной работы среднего студента, необходимого для освоения этой ОП (или ее структурного элемента) Объем учебной работы студента рассчитывается исходя из всех видов учебной работы, необходимых для достижения заданных результатов обучения: посещение лекций, семинаров, выполнение практических работ, выполнение самостоятельной работы, участие в мероприятиях текущего и итогового контроля: написание рефератов, эссе, сдача тестов, зачетов и экзаменов) Студенту начисляются кредиты только после того, как он продемонстрирует требуемые результаты обучения

БАЗОВЫЙ ПРИНЦИП ECTS !!! На пилотном этапе формирования ECTS (1988г) эксперты ДОГОВОРИЛИСЬ считать ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, выполненной студентом в любом ВУЗе в любой стране в ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА по определению равным 60 кредитам ECTS

Понятие кредита ECTS ПОЧЕМУ выбрано число 60? Потому что оно делится на кратные доли большим количеством способов: 60 :30:20:15:12:10:6: 5: 4: 3: 2 Что очень удобно для построения модульных программ 1 кредит ECTS -1/60 общей трудоемкости стандартного учебного года очной формы обучения

Варианты модульных программ 1 модуль – 6 кредитов Семестр- 5 модулей, Учебный год – 10 модулей 1 модуль – 5 кредитов, Семестр- 6 модулей, Учебный год – 12 модулей Распространенный варинат реализации программ европейкими вузами Данный вариант реализует университет Деусто (Испания) для всех программ обучения

Модули и курсовые единицы (пример) Модуль – 12 кредитов состоит из 4-х курсовых единиц по 3 кредита, курсовые единицы реализуются в разных семестрах, имеют свои РО и за них начисляюся кредиты (модуль Математика, курсовые ед. Математика1, Математика 2…..). В диплом студенту идет оценка за модуль.

ECTS разделяет понятия «Компетенции» и «Результаты обучения» Компетенции всегда относятся к ВЫПУСКНИКАМ образовательных программ и формулируются как цель образовательной программы на основе анализа рынка труда (проф. стандарты, консультации с работодателями и выпусниками недавних лет и пр.). Компетенции делятся на общие (универсальные) и профессиональные. Профессиональные компетенции формулируются в терминах «готовность к выполнению какого-либо профессионального действия или вида деятельности» Компетенции формируются различными компонентами образовательной программы и оцениваются на различных этапах (но не являются простой суммой полученных знаний, умений, опыта)

ECTS разделяет понятия «Компетенции» и «Результаты обучения» Результаты обучения – это «составлющие компетенций», они разрабатываются преподавателями и являются описанием того, что, КАК ОЖИДАЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, обучающийся должен будет знать и (или) уметь и быть готовым продемонстрировать после окончания обучения по модулю (курсу). Результаты обучения должны быть ИЗМЕРЯЕМЫ! Они, как правило, формулируются активными глаголами (знать, уметь, иметь опыт деятельности и т.д.) Результаты обучения указывают на требования для получения зачетных единиц. Преподавателями должны быть сформулированы критерии для оценки достижения результатов обучения

Индикаторы «Препарирование» компетенции («паспорт» компетенции) по TUNING результат обучения Третий уровень овладения Второй уровень овладения Компетенции обучающихся и выпускников - способность… - Готовность к Первый уровень овладения Критерии оценки (дескрипторы)

Пошаговый алгоритм создания образовательных программ (по TUNING) Шаг 1. Подтверждение социального «заказа» на программу, определение ее профиля; Шаг 2. Определение ключевых компетенций (общих и профессиональных); Шаг 3. Определение и описание измеримых результатов обучения, необходимых для формирования компетенций выпускников Шаг 4. Формирование и описание содержания и структуры программы (состав модулей и ожидаемых результатов обучения, распеределение кредитных единиц «сверху»);

Пошаговый алгоритм создания образовательных программ (по TUNING) Шаг 5. Проверка взаимного соответствия структуры программы, результатов обучения и набора компетенций (матрицы соответствия и пр); Шаг 6. Определение соответствующих результатам обучения образовательных технологий и методик обучения и оценки формируемых компетенций для каждого модуля; Шаг 7. Создание системы оценки и обеспечения качества, установление механизма обратной связи

ТИПЫ МОДУЛЕЙ в TUNING Типы модулей: Основной (ядро программы) Core Поддерживающий (необходимый для освоения основных модулей - ядра программы) Переносящий или практический (переносящий знания на практику) Непрофильный (необязательный) Мinor

УРОВНИ МОДУЛЕЙ в TUNING Уровни модулей: Модуль базового уровня (введение в предмет); Модуль углубленного уровня Модуль продвинутого уровня Модуль специализированный (углубление знаний и опыта в специальной дисциплине)

Есть ли возможности проектирования модульных образовательных программ, отвечающих формату ECTS? в рамках ФГОС ВПО?

Что мешает пректированию модульных программ в рамках ФГОС? Заданные во ФГОС циклы мешают формировать модули (циклы-горизонтальная структура, в то время как модули должны быть «вертикальной» структурой) Выход – «параллельный» учебный план, в том числе изменение формата «Шахтинской программы» Заданные во ФГОС точные значения зачетных единиц по разделам (Практика, ИГА) не позволяют сделать структурные элементы образовательной программы равновеликими или хотя бы кратными одному числу (оптимально – трем з.е.) Выход – внести изменения во ФГОС: установить трудоемкость разделов ООП не точными значениями з.е., а вилками, содержащими число, кратное трем

Что мешает пректированию модульных программ в рамках ФГОС? При формировании крупных модулей образовательной программы («переваливающих» через один учебный год) затруднительно рассчитывать трудоемкость каждого учебного года (60 з.е.). Выход - вводить внутри образовательного модуля «курсовые единицы», которым присваивать «вес» в зачетных единицах (желательно - кратный 3). Для каждого курсового модуля формулировать конкретные результаты обучения, подлежащие оценке при промежуточной аттестации. Но! Рабочую программу надо делать по всему модулю, самостоятельную и творческую (проектную) работу студента проектировать по всему модулю. По итогам освоения модуля проводить аттестацию (модульный экзамен, портфолио, защита проекта).

При формировании моделей новых ФГОС (предложения): 1)Полностью уйти от дисциплинарно-цикловой структры ООП 2)Учесть «печальны опыт» формулирования перечней компетенций во ФГОС-3 (от 20 до 80 компетенций во ФГОС бакалавриата), учечть опыт ТЮНИНГ при определении списка ключевых компетенций по предметной области (а не по программам Б и М) 3)Четко развести понятие «компетенция» и «результаты обучения» 4)При использовании кредитно-модульных форматов проектирования ООП опираться на рекомендации ECTS