Использование схем при работе над орфограммами на уроках русского языка в начальной школе Автор: учитель начальных классов МОУ Кизильская СОШ 2 Киселёва Л. В.
Образование – система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая вхождение индивида в это общество (социализацию). Развитие человека – это прежде всего становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов. Отсюда следует, что развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Изучение индивидуальных особенностей младших школьников в настоящее время приобретает особую актуальность. Это обусловлено стремлением к развитию потенциальных возможностей развития детей. Ряд современных исследований подтверждает, что осмысление и организация учебного материала в целях его усвоения осуществляется с помощью специальных мыслительных приёмов. Так, Н. А. Менчинская, исследуя формирование мыслительных процессов, отмечает, что с помощью мыслительных операций осуществляется усвоение и применение знаний учащимися. Н. П. Локалова и Е. В. Заика подчёркивают, что основная часть учебного материала представлена в вербальной форме, поэтому эффективность усвоения учебной программы школьниками зависит от уровня развития вербально- логического мышления, а трудности в усвоении учебного материала во многом обусловлены неразвитостью аналитико-синтетической деятельности, неумением сравнивать, обобщать, классифицировать. Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность» Русский язык как предмет в начальной школе включает обучение элементарному письму и каллиграфии, формирование грамматических понятий, первых орфографических навыков в условиях, когда ученики еще не приобрели необходимых знаний, когда у них еще нет достоточной грамматической базы. Познавательный интерес детей может быстро угаснуть, если от них потребуется лишь механическое запоминание определений и правил, которые даны в учебнике. Учитель должен позаботиться о том, чтобы у учащихся возникло стойкое отношение к изучаемому материалу.
Формирование орфографически-грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. При этом выделяются следующие условия формирования орфографического навыка: знание правила является теоретической базой; знание приёмов применения правила (рассуждение на основе алгоритма) способствует усвоению орфограммы; различные виды упражнений вырабатывают орфографические навыки. Для решения этих задач используются следующие упражнения. 1.Игра «Найди опасное место» 2.Игра «Светофор» 3.«Дырявое письмо» (печатание слов с пропуском «опасных мест») 4.Нахождение «опасных мест» в написанном слове 5.Карточки с грамматическими заданиями 6.Орфографическая зарядка 7.Языковые разминки Изучив, «Методические рекомендации» Е. В. Бунеевой и М. А. Яковлевой к учебнику «Русский язык» для 4-го класса Образовательной системы «Школа 2100», можно прийти к выводу, что авторы нашли оптимальный путь решения этой проблемы. Приняв за основу их методику проведения языковой разминки, можно так организовать работу на уроках, чтобы за короткое время снизить количество ошибок у детей до минимума. Специально для уроков русского языка мои ученики заводят тетради для опорных схем, которые мы вместе заполняем по мере ознакомления с новыми орфограммами. В середину листа, наверху, рисуем опорную схему, пишем правило, а ниже записываем в столбик слова с данной орфограммой, орфограмму выделяем. На уроках русского языка необходимо использовать ручки с пастой зелёного цвета. Эту работу можно назвать «письмо через строчку». Предложения в тетради нужно
записывать, пропуская строчку для проверочных слов. Если только устно находить и подчеркивать орфограммы и называть проверочные слова, то слабоуспевающие ученики могут всё это пропустить, В процессе работы выяснилось, что дети часто ошибаются в выборе проверочных слов. Возник вопрос: с чего начать? Действовать нужно по плану. 1.Поставить в словах ударение. 2.Определить части речи. 3.Выяснить, в какой части слова находится орфограмма. 4.Найти соответствующее правило и схему к данной орфограмме. На первых порах все эти схемы должны висеть перед глазами детей, затем постепенно убираются и дальше дети работают самостоятельно. Схемы надолго остаются в памяти детей, позволяют им свободно справляться с трудностями. В начале урока перед языковой разминкой можно быстро вспомнить все орфограммы по схемам. По данным схемам дети легко могут догадаться, о какой части речи идет речь, могут легко выделить соответствующую орфограмму, объяснить способ проверки, подобрать проверочное слово и самостоятельно сформулировать правило. Такой вид работы требует от детей внимания, работы мысли, знания орфографии русского языка, прививает интерес к предмету даже слабоуспевающим учащимся. У детей младшего школьного возраста постепенно вырабатывается навык осознанного грамотного письма. В данной работе составлено большинство схем, которые используются на уроках русского языка в начальной школе при изучении орфографии.
Схема 1 Правописание безударных падежных окончаний имён существительных Н. Ф. ? РОД + СКЛОНЕНИЕ + СЛОВО- ПОМОЩНИК
Вместе с мам Н. Ф 1скл. (лун ) мамой ? а ОЙ
Схема 2 Правописание безударных окончаний глаголов женского и среднего рода а о ? л Связанное слово
Ж. Р. СР. Р. а о В небе сиял солнце. ? солнце ср. р. О
Схема 3 Правописание наречий, оканчивающихся на безударную гласную букву О о КАК?
Лампочка горела ярк…. горела как? О ЯРКО
Схема 4 Правописание безударных окончаний имён прилагательных ? Какой? Какие? Какая? и вопрос Какое? в косвенном падеже
Пришла дождлив осень. ? осень какая? дождливая
Схема 5 Правописание безударных личных окончаний глаголов ? ? ть