Реализация ФГТ в части обеспечения прав детей с ограниченными возможностями здоровья Е.Д. Макарова, к.п.н., зав.отделом дошкольного и начального образования ГОУ РК «ИПКРО»
Изменения законодательной базы Ратификация Россией международных Конвенций Изменения в законе РФ «Об образовании» Реформирование системы образования Принятие Федеральных государственных требований в дошкольном образовании и ФГОС НОО
Общие положения ФГТ устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации ООП ДО ФГТ учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Общие положения На основе федеральных требований разрабатываются: примерная ООП дошкольного образования; примерная ООП дошкольного образования для детей с ОВЗ. На основе федеральных требований осуществляется экспертиза ОПП ДО при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.
Часто встречающиеся понятия: Дети с проблемами в развитии Необучаемые дети Проблемные дети инвалиды Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Дети с особыми образовательными потребностями (ООП)
Из ФГТ к структуре ООП ДО В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за тяжести физических и/или психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке ПМПК, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически- ориентированных навыков.
Дети-инвалиды – дети, имеющие стойкие отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик
Соотношение понятий - дети с ОВЗ -дети- инвалиды - дети с ООП
Два взаимосвязанных процесса в изменении состава детей с ОВЗ: рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания, часть детей с ОВЗ к 7 годам достигают близкого к норме уровня психического развития (по данным Н.Н. Малофеева)
Интеграция Адаптация ребенка к требованиям системы образования Образование Инклюзия глубокое погружение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг.
Статистика по Республике Карелия Виды нарушенийКол-во в % Нарушения речи58,7 Туберкулёзная интоксикация14 Задержка психического развития 13 Нарушения опорно- двигательного аппарата 7,17 Нарушения зрения3 Нарушения слуха0,3 Др.нарушения2,8
Реализация Закона Республики Карелия от ЗРК «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Карелия в части обеспечения социальной поддержки и социального обслуживания детей-инвалидов со сложной структурой нарушений, не обслуживающих себя самостоятельно, обучающихся и воспитываемых в муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях»
Республиканская долгосрочная целевая программа развития образования на г.г. количественные показатели планируемой численности ОУ, реализующих вариативную модель инклюзивного образования – 20% дети с ОВЗ, обученные к 2015 году в условиях неспециализированных (не коррекционных) учреждений – 50%.
Основные формы работы: – участие в проектной деятельности, – участие в рабочих группах при МО РК, – организация курсов повышения квалификации, – проведение обучающих семинаров, – организация конференций, – подготовка методических рекомендаций и др.
Проблемы организации помощи детям с ОВЗ Педагогическое сообщество не вполне готово психологически принять идеи инклюзивного образования в РК и начать активно процесс обучения по данной проблеме для их дальнейшей реализации.
Условия внедрения инклюзивного образования регламентированное нормативно- правовыми документами финансовое и юридическое обеспечение образовательного процесса; создание условий для безбарьерной среды, адаптированной к возможностям каждого ребенка, включенного в инклюзивное образование (кадровые, методические, материально-технические);
Условия внедрения инклюзивного образования создание вертикали инклюзивного образования в РК (начиная с ранней помощи, завершая профессиональной подготовкой); Организация Центра научно-методического сопровождения на базе ИПК; систематическая работа координационного совета с привлечением представителей разных служб и ведомств (под руководством службы уполномоченного в РК и отдела специального образования МО РК). функционирование рабочей группы по проблемам инклюзивного образования в РК на весь период становления системы.
Модель комплексной помощи детям с нарушениями развития в Республике Карелия на основе государственной инфраструктуры поддержки таких детей Цель реализации модели - объединение усилий всех заинтересованных сторон по интеграции особого ребенка в социальную среду Перспектива - реализация масштабных программ, поддерживающих профилактику инвалидности.